ГАЛИНА
Высший разум
(2407380)
6 лет назад
В романе предыстория героя
подготавливает читателя к знакомству со сложным,
противоречивым образом Онегина.
Это достигается тем, что Пушкин не характеризует их с одной
неизменной точки зрения, а меняет свои оценки,
показывая героев с разных сторон, в живом многообразии
проявлений.
В начале первой главы-сатирическое изображение
Онегина как типичного представителя светского общества.
конце 1 главы - элегическое изображение Онегина как
романтического (байронического) героя :
"Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность", "томление"
("Томила жизнь обоих нас»"),
усталость от жизни ("В обоих сердца жар угас).
Онегин, умный человек, который "жил и мыслил",
понял людей и их общество и горько в них разочаровался.
Ни Онегин, ни его друг-недруг Ленский, не являются ни
"совершенства образцом", ни "задумчивым Вампиром".
Это живые люди, противоречивые в основе своих характеров,
как это свойственно живым людям, а не условным
литературным героям.
Противоречия в характере Онегина, сочетания в нем
безусловно положительных черт с резко отрицательными,
обнаруживаются на протяжении всего романа;
четко видны изменения Онегина.
Евгению, жизнь"городского франта" определенно нравилась,
но быстро наскучила.
Жизнь деревне, "в тиши уединенья" ,но не смогла излечить
героя от хандры: бездеятельность и пошлость жизни
по-прежнему душат его.
Он появляется вновь в Петербурге.
С чем приходит к старому обществу?
Мы видим человека, безнадежно уставшего от жизни,
не имеющего своего места в мире.
Он один "в толпе избранной стоит безмолвный и туманный".
Где теперь тот молодой повеса, шутник, балагур?
Обстоятельства и внутренние размышления совсем переменили
героя: если раньше он сливался со светским обществом,
то теперь резко контрастирует с людьми,
с которыми когда-то общался и был тем доволен.
Герой проходит здесь ряд испытаний
(отношения с обществом, дружба, любовь),
ни одного из которых он не выдерживает.
Глубоко презирая соседей-помещиков, невежд и крепостников,
Онегин тем не менее страшится их суда и принимает
вызов Ленского на поединок.
"Всем сердцем юношу любя", он - хотя и невольно -
убивает на дуэли своего единственного друга.
Но Онегин стал перерождаться под влиянием своей
любви к Татьяне, к "новой"Татьяне.
Героям суждено было встретиться еще раз, после
драматических событий в деревне.
Встреча была решительной прежде всего для Онегина,
для его представлений о жизни, другом человеке,
о женщине, любви, себе самом.
Он случайно встречается с Татьяной на балу и без
памяти влюбляется в нее, хотя ранее отверг её.
Внезапно с особой остротой молодой человек ощущает,
что вся предыдущая жизнь была им растрачена,
и важным здесь становится то, что это не холодный
вывод, но тяжкое для него переживание и осознание.
Еще более тяжким оно становится, когда Татьяна своим
отказом перечеркивает все его надежды на возможность
обретения счастья.
Этот момент становится настоящим прозрением для
героя бессмысленности его прошлого, сомнительности
открывающегося перед ним будущего, когда все лучшее
в себе он успел растратить.
Самыми болезненными становятся слова Татьяны о том,
что "счастье было так возможно".
В письме Онегина к Татьяне в нем уже нет иронии,
нет светской умеренности, светской маски.
Онегин внезапно осознает все те возможности,
которые он упустил или не увидел.
Автор отдает себе отчет в противоречивости своего героя:
"Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу".
Сам роман должен разъяснить почему Автор не хочет
"исправить" противоречия героя.
Екатерина
Высший разум
(197523)
7 лет назад
Еще примеры: Онегин хотел бы отказаться от дуэли, но не сделал этого (поскольку он зависит от мнения людей, которых презирает: "Но шепот, хохотня глупцов, и вот общественное мненье!"); Онегин убивает Ленского, с которым дружит и которого не хочет разочаровывать своим скептицизмом ("Он охладительное слово в устах старался удержать...").