ГАЛИНА
Высший разум
(2407542)
1 год назад
Фет- один из представителей «чистого искусства» в русской поэзии, творчество которого противопоставлялось искусству тенденциозному, связанному с решением социально-политических задач времени.
А. Фет руководствовался принципами эстетики Канта, согласно которой функция искусства конституирование мира ценностей.
Оно не заменяет и не может заменить ни науки с её назначением познавать мир, ни нравственности с её назначением организации мира общественного.
Принцип чистоты, или принцип обособления, присущий философии Канта, применялся А. Фетом к искусству. Это означает, что искусство для искусства
вовсе не ограничивается эстетическими ценностями, а несёт всё их многообразие.
Особую роль конечной цели и предельной ценности А. Фет предназначает поэзии, а в ней философской лирике. Поэт-мыслитель вот его идеал поэта.
Фет - единственный из великих русских поэтов, убежденно и последовательно
(за единичными исключениями) ограждавший свой художественный мир от
социально-политических проблем.
Фет как бы чувствовал непоэтичность тех общественных идей, которые сам развивал и отстаивал. При этом он вообще считал непоэтичным всякое произведение, в котором существует отчетливо выраженная мысль, открытая тенденция, тем более - чуждая ему тенденция современной демократической поэзии.
Феномен Фета заключался в том, что сама природа его художественного дара наиболее полно соответствовала принципам "чистого искусства".
Да и сама жизненная ситуация определила мотивы и темы лирики А. Фета.
Он становится истинным приверженцем и пропагандистом "чистого искусства",отрицавшим любые наставления, нравоучения в поэзии, связь поэзии с земным, суетным, с прозой жизни.
По мнению А. Фета, темами поэзии могут быть лишь любовь и природа.
А. Фет-импрессионист в поэзии. Основное свойство его поэзии чувствительность, задушевность, утонченное восприятие всего происходящего вокруг в мире и в душе человека, представление о красоте как о реально существующем элементе мира, окружающего человека.
Звуки, шорохи, мимолетные впечатления - не мотивы, а темы фетовского творчества: Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Каждая мелочь, каждая - даже невзрачная -деталь природы прекрасна, потому что они составляют наш мир, а он-то и есть истинный предмет поэзии.
Фетовская красота - это красота природы, объективно существующей, постигаемой зрением, слухом, обонянием.
Природа Фета всегда оказывается слитой с мельчайшими подробностями душевного состояния автора или лирического героя: любовью, желаниями, стремлениями и ощущениями. Главным в его поэзии становятся не яркие пейзажные образы, а эмоциональные впечатления от природы, настроения, порожденные встречей с ней.
Природа в поэзии Фета, действительно, как в зеркало смотрит в человеческую душу, но при этом и сам человек видит в природе ничто иное, как отражение малейших движений своей души.
Человек и природа оказываются слитыми воедино и при этом абсолютно противоположными, как наш мир и Зазеркалье.
Стихотворение "Заря прощается с землею… " именно такое.
Небо и земля оказываются открытыми друг другу, а весь мир раздвигает свои границы по вертикали. Создается грандиозная картина мирозданья.
Вверху её-деревья, купающие свои кроны в лучах уходящей зари, внизу - наступающая мгла, окутанная паром земля.
Здесь природа даже не одушевлена, а одухотворена. Она живет своей особой жизнью, и не каждый человек способен проникнуть в её тайну, познать её великий смысл.
Лишь на высшей ступени духовного подъема человек может быть к этой жизни причастен.
Полина Мартинес
Мудрец
(12365)
7 лет назад
Философская лирика как принципиально новое эстетическое явление возникает в русской литературе в связи с интенсивными поисками нового, «глубокого» содержания поэзии, обусловленными историческими закономерностями развития литературы.
Философская лирика А. Фета – это синтез его литературного и жизненного опыта, освоенных и переработанных философских учений и переведённых трудов, религиозных исканий и веяний со стороны ближайшего окружения. Поэт, воспевающий различные проявления красоты, предстаёт мыслителем, раскрывающим всю жизненную глубину своих раздумий и переживаний. Пессимистические произведения Фета заставляют говорить о нём как о продолжателе некоторых лермонтовских традиций, во многом открывшем русскому читателю немецкую философию.
Проблема жизни и смерти, обозначенная поэтом в стихотворении «Никогда», поднимает вопрос о его отношении к религии. Лирический герой, доверяясь своим зрительным ощущениям и возникшему вследствие эмоциональному состоянию, не думает, что помимо вещественного мира, в котором его могли бы ждать, на земле существуют и божественные силы.
Бесспорно, поздняя лирика А. Фета во многом формировалась под влиянием идей его любимого философа. Но, тем не менее, мы не можем считать основные положения работ Шопенгауэра определяющими для фетовской поэтики позднего периода, поскольку «…философская идея не может отразиться в лирике, тем более тот или иной образ, даже если он бесспорно заимствован из работы того или иного философа, не может свидетельствовать об усвоении поэтом той или иной философской системы». К тому же, стихотворения, созвучные шопенгауэровским идеям, наполнены достаточной долей противоречивости, что обнаруживает зачастую параллельное, т. е. существующее в пределах одного произведения, отрицание высказанных мыслей.
Общим для всех названных подходов к исследованию философской поэзии Фета, является убеждение в существовании двух этапов в его творчестве (раннего и позднего или «старческого»), подчеркнутых литературным молчанием поэта в течение 20 лет. Если к раннему периоду относятся стихотворения, в которых очевидна непосредственная передача переживаний природных и душевных явлений, то в поздней происходит рационализация переживания. Появляются такие формы «мыслящей» или «размышляющей» поэзии, как медитативная лирика и собственно философская поэзия.
По сути дела, ранняя лирика Фета выводится за границы собственно философской, однако философичность раннего творчества Фета существует в подтексте его ассоциативных и музыкальных стихотворений, с годами приобретая жанровую определенность, запечатленную в композиционной организации, формах речевого высказывания, способах воплощения авторской позиции, стиле лирического произведения. Еще в ранней лирике поэта возникают предпосылки «канонизации» а его творчестве нового жанра «лирического фрагмента», введенного в литературу Тютчевым, который в работах современных исследователей получает определение идиожанра.
Философский характер лирики А. Фета выражен двумя способами воплощения мысли в стихотворении - «мелодическим» и «рациональным»;
Для философской лирики Фета характерно преодоление классических жанровых форм лирики: ярко выраженная фрагментарность стиля его поэзии свидетельствовала о напряженных поисках в области новых способов выражения авторского сознания;
Жанр фрагмента, с присущей ему проблематикой и поэтикой, стал наиболее адекватным способом воплощения философской лирики А. Фета.
Источник: studopedia