Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

История нотной записи. Какие существуют системы нотных обозначений?

Madeleine Высший разум (131675), закрыт 16 лет назад
Лучший ответ
Ребекка Просветленный (20204) 16 лет назад
Невозможно представить, что было время, когда на свете не существовало нотной записи и музыка передавалась только устно. Настоятельная потребность найти способ сохранения музыкальных напевов привела к созданию нотной записи.
Усилиями многих поколений создавалисьвсе более совершенные системы перевода "живого" звучания музыки на язык условной графической записи - нотации. Сравнивая образцы нотного текста разных времен и народов, можно увидеть, что они непохожи. Но при всем различии в них есть и общее: музыка фиксируется с помощью спецыальных условных знаков. Они менялись на протяжении многовекового развития музыкальной культуры, и прошло много времени, режде чем люди к той форме нотной записи, которая используется сейчас.
Из всех известных способов самым древним является обозначение мелодий, передаваемых по слуху, с помощью рисунков. Образцы такой записи обнаружены при изучении древнеегипетских памятников. К древнейшим способам относится также слоговая запись музыкальных звуков с помощью клинописи, применявшая, как предлагают ученые, в Древнем Вавилоне.
Дальнейшее развитие музыкальнойписьменности связано с буквенным обозначением звуков, указывающих на их высоту. Зародившись в Древней Греции, эта систма получает все более широкое распространение. Со временем буквы греческого алфавита заменяются латинскими. И сейчас можно встретить обозначение звука "до" латинской буквой "c", звука "ре" - буквой "d" и т. д. Всредние века появляется невменнная нотация, характерная для культовой музыки. Одна из ее разновидностей - русское крюковое, или знаменное, письмо. Условные обозначения - невмы состояли из гафических значков типа черточек, точек, запятых и их разнообразных сочетаний. Они проставлялись над словесным текстом и обозначали отдельные звуки или мелодические обороты, ходы голоса вверх и вниз, повторение одного и того же звука, характер и способ исполнеиня. Не указывая точной высоты звуков, невмы наглядно изображали мелодическую линию, помогая певцам вспомнить мелодии знакомых им по слуху песнопений. Позднее в западно-европейской музыке они стали записываться на одной или двух горизонтальных линиях, буквеное обозначение которых или их цвет (красный, желтый) определяли высоту расположенных на них невм. Так постепенно в недрах невменного письма зарождалась линейная нотация, обьединявшая наглядность невм и звуковысотную точность буквенной записи. В XI в. она была усовершенсвована итальянским музыкантом Гвидо д'Ареццо. Он разработал способ записи нот на нотной строке, состоящих из четырёх горизонтальных параллельных линий. Буквенные знаки, обозначавшие высоту каждой из них, и невмы стали записываться не только на самих линиях, но и в просветах между ними. Все четыре линии были объеденены в единую систему, ставшую прообразом современного нотного стана, а буквенные обозначения высоты линий постепенно трансформировались в ключи - условные графические знаки, определяющие высоту расположенных на нём нот.
Гвидо д'Ареццо известен и как автор слоговых названий: "ут","ре","ми","фа", "соль","ля". Они обозначали ступени шестиступенного звукоряда (тон, тон, полутон, тон, тон). В конце XVI в. для обозначения VII ступени в семиступенном звукоряде введён слог "си", во 2-й половине XVII в. слог "ут" заменён слогом "до".Последующее совершенствование нотного письма в период XIII - XVI вв. шло по пути разработки мензуральной нотации. Она наглядно передавала высоту звуков, их длительность. Была введена система специальных графических знаков для записи нот и пауз различной продолжительности, установлены точные временные соотношения между всеми длительностями.
Значительные изменения происходили в графическом написании нотных знаков. Сменившие невмы квадратные головки округлились, появились нотные штили.
РебеккаПросветленный (20204) 16 лет назад
С переходом от записи нот на папирусе к записи на бумаге произошло подразделение ноотных знаков на "белые"и "чёрные".Четырёхлинейную нотную строку заменил более удобный пятилинейный нотный стан. Гвидо ввел также и понятие ключа.Различают три вида ключей: ключ "До" (альтовый или теноровый), ключ "Фа" (басовый) и ключ "Соль" (сопрановый, или скрипичный).
Все эти реформы создали предпосылки для точной записи музыкальных произведений, что привело не только к усложнению хоровых партитур, а затем и музыки вообще, но и позволило закрепить, сохранить для истории музыкальные произведения практически в том виде, в каком они были задуманы композиторами. А непосредственно замена невменной системы нотации помогла сократить срок обучения певчих с десяти до двух лет, поскольку певцам больше не нужно было запоминать огромное количество произведений "изустно", ориентируясь только на манеру исполнения более опытных учителей.
Остальные ответы
Михаил Корнблит Мыслитель (8659) 16 лет назад
Гвидо д’Ареццо придумал так скажем понятную нашему глазу нотацию! Раньше у них была невменная а у нас так называемые топорики, кстати львинная их доля так и не переведена на современную и поётся в оригинале до сих пор! ! Более широкую информацию смотри в гугле, например набери "историю нотации" или "пение по топорикам".Из учебников в кон-се мне помнится один запомнился, но я точно не запомнил фамилию состовителя, раменчук-половинчук.... что-то на чук, вообщем в гугле и это покапать можно)) удачи!
ПАВЕЛ САВАРИ Знаток (318) 16 лет назад
нотная 17 век, знаменначя15 век, компьютерная прямоугольпики ромбики, шестистрочная нота направо нот налево-альтерация без диезов
Источник: музгиз
Похожие вопросы