Созерцательный человек, если сказать просто, но метко,
это тот, кто склонен пассивно, зато проникновенно
вглядываться в мир - окружающий и свой собственный.
Исходно слово «зреть» (= видеть, глядеть) значило
«светить, сиять, блестеть». Исходя из этого, зреть –
«воспринимать глазом предметы, так как они освещены»;
прозреть - «увидеть свет, стать зрячим», а также «прийти
к ясному пониманию».
Таким образом, созерцателем является тот, кто, наблюдая,
вбирает в себя окружающие и собственные образы
и в итоге соединяет их в общую картину мира.
В теологии созерцанием называют непосредственное
лицезрение Бога, а также взгляд верующего на тварный мир,
включая обычные его вещи и явления.
Они предстают истинному созерцанию в своем привычном
облике, но окруженные аурой, особым сиянием,
не различимым для глаза неверующего.
Так и живописец может целыми днями словно бы
пассивно разглядывать природные явления
(пейзажи, флора, фауна) или человеческую натуру,
ожидая момента наступления вдохновения.
Он предчувствует, что суть этих вещей предстанет ему
в зрительном образе - он уже будет конкретный, полный,
совершенный и потому восхитительный.
Взор посредством созерцания деятельно ищущий,
пристальный, наполнен жизнью, он стремится проникнуть
сквозь внешнюю оболочку предметов.
И в то же время он совершенно пассивен, поскольку неясно,
что от него можно ожидать и насколько скоро приведет
к результату, к непосредственному действию.
И именно только через человеческую душу он так
перевоплощается, этот процесс – из области духовного,
подобен божественной искре.
А просто зрение в восприятии играет менее значимую роль.
«Эту бессмертную сущность в различных традициях
называют духом или душой, «божественной искрой»,
«высшим» или «истинным Я».
Взгляд простого обывателя не имеет отношения к созерцанию,
даже если наблюдаются те же самые вещи и явления.
Важный момент состоит в том, что на пути к созерцанию
человек должен абстрагированного от собственного «я»,
от собственных проблем, переключая внимание на внешний мир,
но при этом - в поисках его связи с самим собой.
Как пример приведу цитату и стихотворение:
Созерцай устройство этого мира, слушай слова
мудрых и принимай всё хорошее и доброе как своё.
Опираясь на это, открой свою собственную дверь к истине.
Не прогляди истину, которая прямо перед тобой.
Изучай течение воды в ручье, плавно и свободно
огибающем камни. Учись также у святых книг и
умудрённых людей. Всё вокруг должно стать твоим учителем.
/Морихэй Уэсиба/
«Немеет небо, земля в молчаньи» /Блок/
***
«Созерцание» /стихи Р. М. Рильке,
перевод Б. Пастернака/
Деревья складками коры
мне говорят об ураганах,
и я их сообщений странных
не в силах слышать средь нежданных
невзгод, в скитаньях постоянных,
один, без друга и сестры.
Сквозь рощу рвется непогода,
сквозь изгороди и дома.
И вновь без возраста природа.
И дни, и вещи обихода,
и даль пространств, как стих псалма.
Как мелки с жизнью наши споры,
как крупно то, что против нас!
Когда б мы поддались напору
стихии, ищущей простора,
мы выросли бы во сто раз.
Все, что мы побеждаем, - малость,
нас унижает наш успех.
Необычайность, небывалость
зовет борцов совсем не тех.
Так ангел Ветхого Завета
искал соперника под стать.
Как арфу, он сжимал атлета,
которого любая жила
струною ангелу служила,
чтоб схваткой гимн на нем сыграть.
Кого тот ангел победил,
тот правым, не гордясь собою,
выходит из такого боя
в сознаньи и в расцвете сил.
Не станет он искать побед.
Он ждет, чтоб высшее начало
его все чаще побеждало,
чтобы расти ему в ответ.
О чем молчит?
"Созерцание одухотворяет."
>Шпенглер<
^
/
"Никакое словесное объяснение никогда не заменит созерцания."
© Антуан де Сент-Экзюпери<
____________________________/
Доброго времени ~