Елена Михайлова
Мыслитель
(7512)
6 лет назад
Жизнедеятельность человека предполагает активное исследование объективных закономерностей окружающей действительности. Познание мира, построение образа этого мира необходимы для полноценной ориентации в нем, для достижения человеком собственных целей.
Познавательная деятельность составляет особую сторону жизни субъекта. Разум, наряду с желательной и чувствующей сторонами, входит в число основных составляющих человеческой субъективности. Разум человека, высшие формы его проявления составляют фундаментальное отличие человека от животного.
Представление о человеке как о разумном существе, как субъекте познания позволяет исследовать формы, средства и способы его познавательной деятельности. Человек познающий изучается различными науками - философией, психологией, физиологией, кибернетикой и т. д.
Объектом психологии познания является реальный человек как субъект познавательной деятельности, разум которого неотделим от его потребностей и мотивов, воли, эмоций и чувств, всей истории его индивидуального развития.
Человеческое познание разделяется на два уровня - чувственный и рациональный. К первому уровню относится познание с помощью органов чувств. В результате чувственного познания у человека складывается образ, картина окружающего мира - мир в его непосредственной данности и многообразии. В психологии чувственное познание субъекта представлено, в первую очередь, в процессах восприятия и его частной форме - ощущениях.
К рациональной ступени познания относят мышление человека. В мышлении познание человека выходит за пределы чувственного восприятия, вскрывает существенные свойства, связи и отношения между предметами окружающего мира. Мышление представляет собой отражение мира субъектом в понятиях, суждениях и умозаключениях. Понятия, суждения и умозаключения составляют основные формы мыслительной деятельности человека.
Hibou Avisé
Высший разум
(208592)
6 лет назад
Отличительные особенности познавательной деятельности:
1) Это насущная потребность человека, а также проявление его природной любознательности и прагматического стремления использовать полученные данные для решения практических задач.
2) Имеет исторический характер, развивается в русле общекультурной эволюции человека;
3) нацеленность на приобретение новых знаний, раскрытие тайн природы;
4) результатом является обогащение знаний и представление о мире и о человеке, формирование картины мира,
5) использование специальных методов (особенно присуще науке);
6) развивает интеллектуальные способности человека.
7) помогает превратить осознание потребностей в ценностно-обоснованные мотивы, сформулировать цели, т. е. соединить объективное знание с необходимым уровнем самосознания человека и всего человечества.
8) Познавательная деятельность предшествует практике. Результатом этой деятельности выступает знание, которое является основой построения идеального плана.