Анализ стихотворения Тютчева "Как весел грохот летних бурь."
Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит, И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно!.. Как под незримою пятой, Лесные гнутся исполины; Тревожно ропщут их вершины, Как совещаясь меж собой, - И сквозь внезапную тревогу Немолчно слышен птичий свист, И кой-где первый желтый лист, Крутясь, слетает на дорогу...
Картины природы у Тютчева воплощают раздумья поэта
о человеке и мире.
При этом природа остается внутренне близка человеку,
понятна ему.
Тютчев умет видеть в природе тонкие, неуловимые черты
и оттенки.
Описание летней грозы дается в стихотворении
в мрачно-весёлом духе, и в этом проявляется
"пограничность" восприятия мира природы лирическим героем.
С одной стороны, образ "бури" вызывает тревожные
ощущения, этому способствуют образы "задрожавшей
дубравы" и "смущённой" "небесной лазури", то есть образы,
в которых отчётливо выражена разрушительная тенденция.
С другой же стороны – "весел грохот летних бурь",
да и "туча", которая "набежит" на дубраву, делает это
"опрометчиво-безумно", как бы играя сама с собой и с миром,
что не может по-настоящему испугать лирического героя.
Вероятно, такое двойственное отношение героя к стихии
разрушения ("грозе", "буре") вызвано тем, что летом
даже они не могут быть враждебны человеку,
они несут в себе созидающее начало, ведь летняя
гроза несет земле обновление и оживление от зноя.
Во второй строфе анализируемого стихотворения автор
сознательно нагнетает ощущение тревожности
("Тревожно ропщут... вершины", "сквозь внезапную тревогу"),
однако это делается для того, чтобы с помощью контраста
утвердить веру в лучшее, в продолжение жизни
("Немолчно слышен птичий свист"), показать,
что гроза и связанные с ней тревоги преходящи,
что сейчас ещё лето, период расцвета всего живого.
Однако Тютчев, поэт-философ, завершает стихотворение
"Как весел грохот летних бурь…" картиной, которая показывает,
что летняя гроза является всего лишь предвестницей
неизбежного увядания мира природы, которое наступает
осенью, предвестником его становится образ,
которым заканчивается последняя строфа:
"И кой-где первый жёлтый лист, Крутясь, слетает на дорогу...".
Таким образом пейзажная лирика приобретает философское
звучание.
далее см. здесь https://otvet.mail.ru/question/206411030