ГАЛИНА
Высший разум
(2407549)
6 лет назад
Средства создания образа героя
Образ человека входит в общую систему художественных
образов литературного произведения.
Многие литературные герои кажутся читателю живыми,
взятыми из реальной жизни, потому что автор использует
для создания образа своего героя художественные средства,
рождающие иллюзию реальности.
Средствами создания образа человека являются:
1) номинации: имя, фамилия, прозвище и т. п.
(например, в пьесе А. Чехова "Вишневый сад"
Петю Трофимова Варя называет "облезлым барином";
в комедии Фонвизина "Недоросль" у действующих лиц
""говорящие" имена и фамилии - Правдин, Скотинин,
Стародум и т. д.);
2) портрет - фрагментарный, «осколочный», детали
которого рассыпаны по всему произведению
(портрет Наташи Ростовой, княжны Марьи в романе
"Война и мир"); развернутый, монографический
(в поэме "Мертвые души", в романе "Обломов");
3) речевая характеристика (содержание речи и ее форма:
что, о чем говорит герой и как);
4) интерьер (в поэме "Мертвые души" встреча Чичикова
с каждым помещиком предваряется подробным описанием
обстановки, внутреннего убранства дома, что позволяет
автору дать скрытую характеристику самому хозяину;
в романе "Евгений Онегин" описание кабинета главного
героя дается дважды - и читатель, наблюдая изменения
интерьера, видит эволюцию внутреннего мира Евгения);
5) предмет как составная часть образа персонажа
(например: халат, тапочки, диван Обломова являются
воплощением лени, асоциальности героя, его стремления
к покою; серебряная пепельница в форме лаптя на
столе эмигрировавшего из России Павла Кирсанова -
знак его "близости" к народу - ирония автора;
шинель Акакия Башмачкина как смысл его жизни и метафора
его личности);
6) пейзаж
(картины природы могут быть созвучны душевному состоянию
героя или контрастировать с ним, чтобы оттенить глубину
его внутренних переживаний:
бесконечное небо Аустерлица помогает князю Андрею
переосмыслить жизненные цели, вид зеленеющего дуба
вызывает у Болконского надежду на счастье);
7) художественная деталь -
небольшая предметно-бытовая, психологическая подробность,
становящаяся важнейшей чертой образа или помогающая
раскрыть характер, душевное состояние героя
(например, в романе Е. Замятина "Мы" психологическое
состояние героя, его страдание передано одним штрихом:
"Я … задел стул - он упал ничком, мертвый";
аналогичную функцию выполняет образ перчатки в
стихотворении А. Ахматовой : "Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки");
8) поступки героя;
9) оценочные высказывания в адрес героя от лица других
персонажей (Разумихин о Раскольникове:
"Я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд");
10) авторская оценка - отзывы самого автора о своем
герое (например, Автор об Онегине:" добрый мой приятель");
11) композиция произведения, в том числе такие
внесюжетные элементы, как сны, письма, дневниковые записи,
вставные эпизоды (например, калмыцкая сказка-притча,
поведанная Пугачевым Петру Гриневу;
история любви Павла Петровича Кирсанова, рассказанная
Аркадием Базарову) и др.
ᅠ
Просветленный
(30392)
6 лет назад
Приёмы и средства создания образа в образной системе литературного произведения:
1. Имена героя, героев ("говорящие фамилии) .
2. Характеристика героя через его действия, поступки, манеру держаться, мысли.
3. Портретная характеристика героя:
- цельность портрета или противоречивость;
- противоречивость портретов- персонажей;
- противоречивость нескольких портретов одного и того же персонажа;
- психологический портрет;
- социальный портрет героя.
4. Самохарактеримтика героя.
5. Авторская характеристика героя.
6. Характеристика другими персонажами.
7. Художественные детали, характеризующие героя:
- соответствие быта характеру героя;
- противоречивочть быта и внутреннего мира героя;
- отсутствие бытовых подробностей - средство поэтизации персонажа;
- быт персонажей-антподов.
8. Речевые особенности персонажей.
9. Пейзаж ( эмоциональная окраска внутреннего состояния героя) :
- психологический;
- контрастный.
10. Место персонажа в системе образов:
- сопоставление с другими персонажами;
- противопоставление другим персонажам.
Следует ещё обратить внимание на то, был ли у героя прототип, какую роль играет образ в сюжете и композиции произведения, каково значение образа в раскрытии идеи и проблематики произведения.
Roman S
Просветленный
(37203)
6 лет назад
это могут быть разные средства выразительности: эпитеты (мощный, крутой), идиомы (свой в доску, парень в рот не клади), оксюмороны ( тусклый свет, вежливый хулиган), сравнения (понесся как лошадь, молчал как партизан). Все это передает создаваемый автором образ. Поэт словом одухотворяет даже предмет (буря воет, ветер свистит, дождь барабанит и т. д. и т. п.)
Подскажите пожалуйста какие есть средства создания образа героя в литературном произведении или где можно найти информацию об этом?