Top.Mail.Ru
Ответы

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжаем изучать имя прилагательное. Вспомним, что уже знаем об этой част

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжаем изучать имя прилагательное. Вспомним, что уже знаем об этой части речи, познакомимся с полными и краткими прилагательными. Начнём урок с загадок о временах года:
Голубые, синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи. (Весна )(слайд 1)
Лес и поле в зелени,
Синяя река,
Белые, пушистые
В небе облака. (Лето) (слайд 2)
Золотые, тихие
Рощи и сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды. (Осень) (слайд 3)
Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных –
Ветки как рога. (Зима) (слайд 4)
Какие слова помогли вам отгадать времена года?
Что обозначает имя прилагательное?
На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
Как изменяются имена прилагательные?
Чем в предложении являются имена прилагательные?
Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в русском языке?
Послушайте стихотворение

Я слово замечательное, -
Сказало прилагательное, -
Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю.
Без признаков предмета нет –
Об этом знает целый свет.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать, беречь.
Стихотворение подтвердило ваши слова?
Имена прилагательные не всегда отвечают на вопрос какой, есть прилагательные, отвечающие на вопрос каков.
Послушайте строчки из стихотворения Е. Баратынского:
Весна! Весна!
Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
(Демонстрируется слайд 5)
-Ребята, как вы думаете, почему я прочитала именно это стихотворение? Посмотрите в окно, какое время года сейчас?
Слово учителя:
Правда, погода весенняя, солнце светит ярче, воздух становится теплее, настроение наше меняется, мы живём в ожидании чего-то нового. Скоро листочки на деревьях распустятся. Сегодня вы попробуете себя в роли волшебников. Перед вами дерево, на котором ещё нет зелёных листочков. Если вы будете хорошо работать, в конце урока наше дерево будет украшено листочками. Всё зависит от ваших стараний. Я желаю вам, чтобы наше дерево стало пышным, как на слайде. (На слайде демонстрируется анимация – на дереве распускаются листочки слайд 6).
I. Актуализация знаний учащихся:
Запишите число и тему урока “Полные и краткие прилагательные”. Итак, начинаем нашу работу ( слайд 7).
Посмотрите на доску, прочитайте это предложение, подумайте, какое прилагательное можно вставить на место пропуска.
Под лучами ……… солнца быстро тает снег ( слайд 8).
1.Почему вы выбрали именно это прилагательное? Выделите окончание.
2. Как проверить правописание окончания имени прилагательного?
(Окончания прилагательных проверяются вопросом).
3.Каким членом предложения может быть имя прилагательное?

Спишите предложение с доски, выполните его синтаксический разбор.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое)

II. Объяснение нового материала.
И сегодня мы продолжим изучать эту часть речи. (Демонстрируется слайд 9).
Посмотрите на словосочетания:
Чистый воздух, небо ясно, удивительная погода, день прекрасен, цветы чудесны, голубое небо, вода прозрачна, яркое солнце.
На сколько групп можно разделить следующие словосочетания? Почему?
Посмотрите на таблицу. Имена прилагательные делятся на 2 группы: полные и краткие. Как вы думаете, почему одни прилагательные называются полными, а другие - краткими? Посмотрите внимательно на таблицу и подумайте. ( слайд 10)
(у полных прилагательных окончания состоят из двух букв, у кратких - из одной)
В чём ещё разница между полными и краткими прилагательными?
(полные прилагательные отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?)
(краткие прилагательные отвечают на вопросы: Каков? Какова? Каково? Каковы?)
Каким членом предложения являются полные прилагательные?
Какими членами предложения являются краткие прилагательные?
Как изменяются полные прилагательные?
Посмотрите

Дополнен

Посмотрите на краткие прилагательные. Как изменяются они?
Сделаем вывод, в чём различие между полными и краткими прилагательными? Воспользуйтесь алгоритмом ответа.
(Алгоритм ответа на карточке)
Отвечают на вопросы ...
В предложении являются ...
Изменяются ...
Несколько учащихся по алгоритму проговаривают ответ:
А теперь сравните ответы с таблицей.
(Демонстрируется слайд с выводом 11) Учащиеся работают с таблицей, ещё раз проговаривая ответ.

III. Закрепление изученное.
Найдите краткие прилагательные и укажите их номера.
(Демонстрируется слайд “Поиграем в прятки” 12).
Правильный ответ: 2, 3, 5, 9.
Как вы это определили?
А сейчас вспомним басни И. А. Крылова
Назовите героев его басен. Это лисица, ворона, свинья, волк. Подумайте, какими прилагательными можно охарактеризовать персонажей его басен.
1.Глупый, тщеславный, высокомерный. Ворона
2. Хитрый, пронырливый, льстивый. Лисица
3. Невежественный, грубый, неблагодарный. Свинья
4. Жадный, злой, несправедливый. Волк
(На доске фотографии героев из басен И. А. Крылова и карточки с прилагательными) Учащиеся должны распределить прилагательные между героями басен (слайд 13).
Охарактеризуйте героев басен И. А. Крылова: ворону, свинью, лисицу, волка – с помощью кратких прилагательных, у кратких прилагательных м. р. появляется беглая гласная. Запишите в тетрадь по одному словосочетанию.

3. “Помогите правильно поставить ударение” ( слайд 14).
Учащиеся выполняют упр. 589 устно. Сначала все вместе проговаривают образец, затем по одному все остальные слова.
Обратите внимание, что в кратких прилагательных ж. р. ударение всегда падает на последний слог.
4. Творческое списывание. Вставьте в данный текст подходящие по смыслу слова из справок (демонстрируется слайд “Творческое списывание” 15)
Сначала прочитаем текст без прилагат

Дополнен

(демонстрируется слайд “Творческое списывание” 15)
Сначала прочитаем текст без прилагательных.
Учащиеся списывают текст и вставляют подходящие по смыслу прилагательные из слов для справок (карточка).
Прочитаем текст с прилагательными. Сравним оба текста
Теперь сравните свои тексты с образцом на экране ( слайд 16).
Вопросы к учащимся:
1. Какой текст интереснее? второй,
2. Что делает его таким? прилагательные.
3. С какой целью используются прилагательные в предложении? чтобы сделать речь более яркой, выразительной.
4. Подчеркните краткие прилагательные как члены предложения.
5. А сейчас давайте попробуем сделать так, чтобы на нашем дереве появились листочки (у доски стоит веточка дерева, за ней к доске прикреплено солнце и облака). Это сделать очень просто. Из моего текста выпишите все краткие прилагательные.
Медвежата жили в лесу. Лес был дремуч, тропинки все заросли, не видно их. Всё вокруг было зелено. Около берлоги рос большой куст малины. До чего же он пахуч. Плоды этого куста были сладки! По утрам, когда воздух был ещё свеж и бодрящ, медвежата гуляли. Медведица была добра и позволяла своим деткам лакомиться красной сладкой ягодой. Медвежата были очень милы. Ягода была вкусна. Кроме того малина полезна для здоровья. Один из медвежат был слишком уж неуклюж: то он цеплялся за колючие ветки, то проваливался в ямки, то скатывался кубарем с обрыва по песку. Песок-то был сыпуч. А куст малиновый колюч. Днём же, в жару, когда раскалённый диск солнца был очень уж жгуч, медвежья семья отлёживалась в своём убежище. Вся семья была довольна.
IV. Подведение итогов.
1. Что нового узнали сегодня на уроке?
2. Чему научились?

По дате
По рейтингу
Аватар пользователя
Новичок
8мес

Имена прилагательные в русском языке выполняют следующие функции:

Описывают свойства предметов. Например, «мягкий пушистый плед».

Помогают объяснить форму и другие признаки предмета. Например, «круглый как шар» или «хвоя круглый год остается зеленой».

Выражают эмоции. Например, «злой, грустный, веселый, беззаботный» и так далее.

Придают речи красочность. Подчёркивают признаки предметов, дают ясное понимание того, о чём именно идёт речь.

В литературных произведениях прилагательные используются для усиления эффекта, они делают текст красочным.

Аватар пользователя
Мудрец
7лет

пиз дец, вот тебя прет

Аватар пользователя
Искусственный Интеллект
7лет

Учи хинди.