Untouchable
Высший разум
(339368)
7 лет назад
«Тихий Дон» — это роман-эпопея Михаила Шолохова. В нем он раскрывает судьбу народа в период первой мировой и гражданской войны.
Роман-эпопея «Тихий Дон» занимает особое место в истории русской литературы. Пятнадцать лет жизни и упорного труда отдал Шолохов его созданию. М. Горький видел в романе воплощение огромного таланта русского народа.
«Тихий Дон» — роман о судьбах народа в переломную эпоху. Это и принципиальная авторская точка зрения на революцию и гражданскую войну. Драматические судьбы основных действующих лиц, жестокие уроки судьбы Григория Мелехова, главного героя романа, складываются у Шолохова в единство исторической правды народа на пути строительства новой жизни. Проследив непростую судьбу Григория, можно понять, как самому Шолохову удалось решить проблему нравственных исканий своего главного героя.
Работая над эпопеей «Тихий Дон», Шолохов исходил из философской концепции о том, что народ является основной движущей силой истории. Эта концепция получила в эпопее глубокое художественное воплощение: в изображении народной жизни, быта и труда казачества, в изображении участия народа в исторических событиях.
XX век оказался для русской литературы временем глубоких философских поисков, он подарил нам яркие произведения выдающихся писателей. Для меня вершинной книгой в русской литературе XX века стал роман “Тихий Дон”, произведение, обагренное трагедией социальной борьбы, войн и революций, сохранившее национальную духовность и высокую меру народной нравственности.
Подобно древнему эпосу, “Тихий Дон” густо населен символическими образами, связанными, как правило, с донским пейзажем, природными явлениями: солнце, луна, степь, земля.
В образ земли М. Шолохов вкладывает несколько символических смыслов. Прежде всего это кормилица, поддерживающая казаков-земледельцев в их нелегком труде. Даже в тяжелой братоубийственной войне не забывают о ней казаки: “Надо было пахать и сеять. Земля звала, тянула к работе, и многие фоминцы, убедившись в бесполезности борьбы, тайком покидали банду... ”.
Символический образ земли в романе вовлечен в вечное противоборство жизни и смерти. Вспомним, как в первой книге романа М. Шолохов дает картину труда казаков в степи, на родной земле. И вдруг в эту мирную картину врывается тревожный мотив “колючего солнца, укутанного марью”. В данном случае образ “колючего солнца” становится символом тревоги: в размеренную жизнь казаков врывается война.
Земля-защитница, земля-мать оберегает своих сынов в кровавой схватке: казаки в бою “никли за каждой крохотной складкой земли..., влипали в землю”. Подобно ребенку, в минуту опасности ищущему защиту у матери, человек на войне так же прижимается к земле.
В русском фольклоре существует выражение “мать — сыра земля”. Земля и порождает все живое, и погребает своих сыновей. В “Тихом Доне” тело земли прорастает братскими могилами, куда ложатся “под орудийную панихиду” донские казаки.
С образом земли тесно связан и символический образ донской степи. Степь в романе одухотворена, она живет своей жизнью. Она покоряет своей красотой Григория Мелехова: “Григорий лежал... и жадными глазами озирал повитую солнечной дымкой степь”.
Я не знаю другого произведения XX века, в котором бы так пронзительно прозвучала мысль о самоценности каждой отдельной человеческой жизни, так глубоко было внимание к судьбе человека, живущего в этом мире, на этой земле.