Top.Mail.Ru
Ответы
Аватар пользователя
7лет
Изменено

Дз по изо плзз. Книжная миниатюра

Процесс создания книжной миниатюры.
Особенности книжной миниатюры.
Примеры книжной миниатюры.

По дате
По рейтингу
Аватар пользователя
Новичок
7лет

Слово "миниатюра" происходит от латинского minium (красная краска, применявшаяся в оформлении рукописных книг). Своими корнями искусство миниатюры уходит в глубокую древность. Книжная миниатюра - не просто дополнение к тексту, она превращает рукопись в единое вербально-визуальное пространство. Иллюминированные рукописи оказали существенное влияние на другие виды искусства: византийские и западные раннесредневековые миниатюры, перенося из манускрипта в манускрипт композиционные и иконографические решения, сыграли огромную роль в появлении романской скульптуры.

Первоначально миниатюрами назывались иллюстрации и заставки, выполненные в рукописных книгах от руки с использованием гуаши или акварели. В этом виде искусства нашло свое отражение стремление художников отобразить визуально образы полюбившихся народу литературных сюжетов и героев.

Возникновение миниатюры книжной как самостоятельного вида искусства связано с переходом от свитка (нередко иллюстрированного) к кодексу - длительным процессом, который завершился в конце IV - начале V веков н. э.; её художественная традиция восходит к античной и раннехристианской миниатюре. Исчезновение миниатюры книжной стало следствием изобретения книгопечатания в середине XV века.
Основным материалом для страниц кодекса служил пергамен (позднее - бумага). Для создания миниатюры книжной использовались растительные и минеральные краски и золото. Как правило, иллюстрации создавались после написания текста на специально отведённых участках страниц; иногда исполнялись на отдельных листах, которые затем вшивались в рукопись.

Уже в древнем Египте на папирусе делались рисунки пером и непрозрачными красками, отличавшиеся статичностью композиции и плоскостностью. В позднеантичную эпоху (4-6 вв.) на папирусных свитках и пергаментных кодексах выполнялись рисунки пером или гуашью в которых достоверно передавались фигуры и световоздушная среда.

Позднеантичные приёмы вплоть до 10 века сохранились в византийской миниатюре, в основном здесь господствовали условность и плоскостность изображений, экспрессивность жестов; вместе с тем в византийской миниатюре появились изображения жизненно - непосредственных сцен.

В средние века в Западной Европе известны многие локальные школы миниатюры. В меровингское время (5 - 8 век) развился плоскостный стиль со своеобразным орнаментом из птиц и рыб. Выразительны крупноформатные ирландские и англосаксонские миниатюры 7 - 9 вв. заключённые в стилизованные орнаментные рамки изображения евангелистов. Развороты страниц этих рукописей сплошь покрыты узором условного, но полного внутренней энергии плетёного орнамента. В эпоху "Каролингского возрождения" (8-9 век, в основном на территории современной Германии и Франции) выполнялись как крупноформатные миниатюры, следующие позднеантичным образцам, так и динамичные, выразительные рисунки пером. С конца 10 века западно-европейская миниатюра испытывает сильное влияние византийского искусства. Под его воздействием обогащается иконография, усиливается условность художественного языка, экспрессивно - напряженными становятся образы святых. В романской миниатюре преобладают плоскостные и бесплотные фигуры, заключённые в чёткие композиционные схемы, но иногда встречаются элементы народного творчества. В 13 - 15 вв. в готической миниатюре усиливается стремление правдиво запечатлеть натуру. Миниатюра дополняет и комментирует текст, фигуры приобретают живость, в сцены вводятся пейзажи, интерьер, готические архитектурные обрамления.

Источник: <a rel="nofollow" href="http://galamosaic.ru/ru/mediateka/detail.php?id=44" target="_blank">http://galamosaic.ru/ru/mediateka/detail.php?id=44</a>