Любое произведение должно служить благу, а не силам тьмы. Тем более это требование относится к гениальному роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита ". К огромному сожалению, Михаил Афанасьевич заигрался с тёмными силами.
В романе ясно видно, что Воланд весьма привлекательный рыцарь, с налётом таинственности и благородства. Но зло не может быть привлекательным. Зло - это ложь, разрушения, болезни, горе и смерть. А смешение света и тьмы всегда на руку сатане, называется оно манихейством (манихейская ересь).
Уже в первой главе эта ересь чувствуется. Воланд во многом возражает атеистам. Но это не значит, что он на стороне света.
И эпиграф к первой части книги гласит:
"...Так кто ж ты, наконец?
– Я – часть той силы,
что вечно хочет
зла и вечно совершает благо".
Гете. «Фауст»
Зло устами Воланда пытается оправдать своё существование тем, что без зла не бывает добра. Это типичное манихейское заблуждение, смешивание добра и зла. Цель ясна - доказать людям необходимость существования зла, необходимость существования сатаны.
Да, дьявол может принимать весьма привлекательную форму ( Воланд в книге весьма симпатичен ), но это иллюзия, ловушка:
" «Лжет он, лжет! О, боги, как он лжет ! "
Ложь - это ведь и зависимость от иллюзий. Зло в концентрированном виде ( то есть сам дьявол ) в Авесте так и называется " Великая иллюзия "
Все традиционные религии утверждают, что дьявол приносит только зло. В романе Воланд выдвигает обоснование необходимости своего существования, дескать, свет без тени не может существовать. То есть добра без зла быть не может, это две неотъемлемые противоположные стороны жизни. Именно это утверждение и есть манихейство, то есть смешение зла и добра. Это псевдофилософское оправдание необходимости существования зла.
А на самом деле мир может прекрасно существовать без зла, без болезней, войн и других несчастий!
Интересно, что в романе два человека стали весьма активно защищаться от происков нечистой силы. Это:
председатель жилтоварищества Никанор Иванович Босой и поэт Иван Бездомный.
Никанор Иванович Босой обратился за помощью к Иисусу Христу. Он и на Лубянке требовал окропить помещение !
Иван Бездомный прибегнул к помощи иконки неизвестного святого и венчальной свечки.
И оба пострадали гораздо меньше других участников злополучного происшествия.
Зороастриец Павел Глоба в книге " Живой огонь" рассматривает зло как болезнь, и приходит к выводу, что без болезни ( зла ) можно прекрасно жить !
http://im-reader.com/read_10711-1 (В главе 3 " Учение о добре и зле " )
О Воланде и его свите прекрасно написал Павел Глоба в книге " Оккультный Булгаков "
http://www.litmir.me/br/?b=202130Тот, кто связывается с дьяволом, проигрывает в любом случае. Это касается и героев книги, и самого Булгакова.
Абсолютно правильно пишет П. Глоба:
" Вступив же, сознательно или бессознательно, в ИГРЫ С САТАНОЙ, он проиграл все – и жизнь, и творчество. Проигрыш был настолько яростен и ярок, что до сих пор освещает для нас страшную атмосферу тех лет ..,но игры с сатанинскими силами всегда должны заканчиваться проигрышем, – с ними нельзя играть... "
Глава " О Булгакове, о Мастере, о Маргарите "
http://www.litmir.co/br/?b=202130&p=13#section_22Это и есть смысл знаменитого романа.