Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Объясните пожалуйста вкратце проблематику бытия в философии Парменида.

Jay jay Профи (508), закрыт 15 лет назад
Апории Зенона
Лучший ответ
Наталия Аскерова Гений (79891) 15 лет назад
Бытие является философской категорией, обозначающей реальность,
существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека.
Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения. Одни из них рассматривали бытие как неизменное, единое, неподвижное, тождественное себе. Таковыми были взгляды древнегреческого философа Парменида. Существо его философской позиции заключается в проведении принципиального различия между мышлением и чувственностью, а
соответственно и между мыслимым миром и миром чувственно познаваемым. Это было подлинным философским открытием. Мышление и соответствующий ему
мыслимый, умопостигаемый мир есть прежде всего «единое» , которое Парменид характеризовал как бытие, вечность и неподвижность, однородность, неделимость и законченность, противопоставляя его становлению и кажущейся текучести. Для богов нет ни прошлого, ни будущего, а существует тольконастоящее.
Он дает одну из первых формулировок идеи тождества бытия и
мышления: «мыслить и быть есть одно и то же» , «одно и то же мысль и то, на что мысль устремляется» . Такое бытие, по Пармениду, никогда не может быть небытием, поскольку последнее – это нечто слепое и непознаваемое; бытие не может ни происходить из небытия, ни каким-либо образом содержать его в себе. Вопреки сложившемуся еще в древности мнению, Парменид вовсе не отрицал чувственного мира, а только доказывал, что для его философского и научного осознания мало одной чувственности. Считая критерием истины разум, он отвергал ощущения из-за их неточности.

Зено́н Эле́йский (греч. Ζήνων ὁ Ἐλεάτης) (ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э.) , древнегреческий философ, ученик Парменида. Родился в Элее, детали биографии неизвестны. Знаменит своими апориями (парадоксами) , доказывающими невозможность движения, пространства и множества.
Работы Зенона дошли до нас в изложении Аристотеля и одного из комментаторов Аристотеля, Симпликия; Зенон участвует также в диалоге Платона «Парменид» . Зенон развивал учение Парменида о едином, отрицая познаваемость чувственного бытия, множественность вещей и их движения и доказывая немыслимость чувственного бытия вообще. Аристотель считал Зенона основателем диалектики, так как он одновременно много занимался установлением противоречий и, по-видимому, полагал, что истина выявляется посредством спора или истолкования противоположных мнений (есть указания на то, что Зенон излагал своё учение в диалогической форме) .
Основная мысль апорий Зенона (как и Парменида) состоит в том, что прерывность (дискретность) пространства и движения характеризуют картину мира, как она воспринимается чувствами, в то время как геометрические образы пространства и движения непрерывны и безгранично делимы. Диалектика Зенона основывалась на постулате недопустимости противоречий в достоверном мышлении: появление противоречий, возникающих при предпосылке мыслимости прерывности и движения, рассматривается как свидетельство ложности самой предпосылки и в то же время свидетельствует об истинности противоречащих ей положений о единстве, непрерывности и неподвижности мыслимого (а не чувственно воспринимаемого) бытия.
Аргументы Зенона привели к кризису древнегреческой математики, преодоление которого было достигнуто только атомистической теорией Демокрита.
Критику аргументов Зенона с позиций идеалистической диалектики дал Гегель. Апории Зенона явились важнейшим этапом на пути развития античной диалектики. Они оказали существенное влияние и на развитие философии в новое время, в частности на философское обоснование математики.
Остальные ответы
Похожие вопросы