Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Роль художественной детали в характеристике образа Плюшкина (поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души»).

Андрей Ворон Ученик (141), закрыт 6 лет назад
Роль художественной детали в характеристике образа Плюшкина (поэма
Н. В. Гоголя «Мертвые души»).
Лучший ответ
ГАЛИНА Высший разум (2426864) 6 лет назад
Изображая Плюшкина Гоголь использует свой
любимый художественный приём - характеристика
персонажа через деталь.
"Мертвые души" демонстрируют все многообразие
мелочей - детали пейзажные, портретные, детали интерьера,
развернутые сравнения, опять - таки изобилующие деталями.
Ни одна из художественных деталей, которые использует
писатель при изображении Плюшкина, не существует
сама по себе, она всегда в неразрывной связи
с образом, является средством характеристики тех или
иных его сторон.
Основные черты Плюшкина-скупость, жадность, жажда
накопительства и обогащения, настороженность и
подозрительность мастерски переданы через деталь в
портрете героя, в пейзаже, в описании обстановки и
диалогах.

Маленькие бегающие глазки, похожие на мышей,
свидетельствуют о настороженности и подозрительности
Плюшкина, порожденной страхом за свое имущество.
Лохмотья его напоминают одежду нищего, но никак не
помещика, имеющего тысячу с лишним душ.
"Прореха на человечестве"-вот как называет его автор.
Мотив нищеты продолжает развиваться в описании
деревни помещика. Во всех деревенских строениях заметна
"какая-то особенная ветхость", избы сделаны из старых и
темных бревен, крыши похожи на решето, в окнах нет стекол.
Дом самого Плюшкина смотрится "каким-то дряхлым инвалидом".
Местами он в один этаж, местами в два, на ограде и воротах-
зеленая плесень, сквозь дряхлые стены виднеется "нагая
штукатурная решетка", из окон открыты только два, остальные-
заставлены или забиты.
"Нищенский вид" здесь метафорически передает духовную
нищету героя, жесткую ограниченность его мировосприятия
патологической страстью к накопительству.
Позади дома тянется сад, такой же заросший и
заглохший, который, однако, "вполне живописен в своем
картинном запустении". Ослепительно белый, мраморный ствол
березы, зеленые чащи, яркое, сверкающее солнце-
по яркости своих красок и наличию световых эффектов
пейзаж этот контрастен описанию внутреннего убранства
помещичьего дома, воссоздающему атмосферу безжизненности,
смерти, могилы.
Деталь является и частью интерьера
(часы с остановившимся маятником, к которому паук
приладил паутину… - намек на то, что Плюшкин
омертвевшая душа)
Вещи Плюшкина ветшают, время останавливается для помещика.
"На одном столе стоял сломанный стул, и рядом с ним
часы с остановившимся маятником, к которому паук уже
приладил паутину".
Опредмеченная метонимия образа Плюшкина отделившаяся
от него, как душа от мертвого тела, - поношенный колпак
на столе.
Предметы сжимаются, усыхают, желтеют: лимон "ростом
не более лесного ореха", два пера, "высохшие, как в чахотке",
"зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин,
может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия
на Москву французов".
Пыльная куча в углу, куда Плюшкин тащит всякую дрянь:
найденную щепку, старую подошву, железный гвоздь,
глиняный черепок, краденое у зазевавшейся бабы ведро -
символизирует полную деградацию всего человеческого
в Плюшкине.
Бюро Плюшкина, куда он погребает деньги Чичикова,
символизирует гроб, где в глубине косной материи
похоронена его душа, духовное сокровище,
умершее от стяжательства
(сравнение. евангельская притча о таланте, зарытом
в землю) .
С помощью деталей, выставляющих с особой ясностью
основные грани героя, Гоголь, создает предельно
конкретный, ярко индивидуальный тип, исключительный в то
же время по широте обобщения.
Каждый герой представляет особую сторону русской
действительности, узнаваемую читателями именно
по мелочам.
Кроме того, детали помогают раскрытию центральной
проблемы поэмы - проблемы омертвения живой души.
Герои Гоголя словно теряются в бесконечном мире вещей,
сами превращаются во что - то "предметное", бездуховное.
Остальные ответы
Максим Мастер (2471) 6 лет назад
Психиатрически больной человек. "Патологическое накопительство" (также силлогомания, хординг, синдром Плюшкина и др.)
Ульяна Оракул (65956) 6 лет назад
Н. Гоголь указывает, что на мысль написать «Мертвые души» его натолкнул А. Пушкин… «он отдал мне свой сюжет. Пушкин находил, что сюжет «Мертвых душ» хорош для меня тем, что дает свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров»

Мертвые души – так называли умерших крестьян, которые по ревизским спискам до новой ревизии числились живыми. Но по мере чтения поэмы начинаешь понимать, что мертвыми душами автор называет совсем других. Это помещики и чиновники, живущие и здравствующие, но образ жизни, который они ведут, может определить их как мертвых.

Пределом морального падения человека является Степан Плюшкин – «прореха на человечестве» Все человеческое умерло в нем. Автор не просто сталкивает две эпохи жизни П.: когда «все текло живо» и когда он обратился в «прореху на человечестве» Следя за переменами в жизни П., нельзя не заметить, что «омертвение» души начинается с бедности чувств. Не знай читатель о том, что П. когда-то был добрым семьянином, разумным хозяином и даже приветливым человеком, образ П. мог вызвать только усмешку. Рассказанная история жизни П. делает этот образ скорее трагическим, нежели комическим. Пользуясь приемом контраста, Г. заставляет читателя сопоставить человеческое и уродливо-безобразное в пределах одной жизни.

«И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его портрет в старости»

Этим трагическим образом завершает Г. галерею образов помещиков.

Писатель умело выделяет «говорящую» деталь внешнего облика героя. Сразу создается зрительное впечатление живого лица, выявляется психологическая сущность персонажа. В «М. д.» портрет обладает редкой глубиной индивидуальности. Каждый штрих, выразительный сам по себе, - неотъемлемая часть всей фигуры персонажа. Все в ней неповторимо: жест, манера говорить, передвигаться и др. Вместе с тем при обрисовке героя автор постоянно соотносит его с определенным, распространенном в массе типом человека.

Не менее поражает гоголевская способность вложить в уста тупых обывателей «разоблачительные» речи. Любой из них высказывается по-своему, но источник подобной потребности общий. Все они и не подозревают о том, что обычные, привычные их разглагольствования обнаруживают прежде всего их убогость, глупость, грубость, ханжество.
В «М. д.
Бесплатный совет ведьмы Ванг: Чтобы деньги падали с неба, нужно вечером... Бесплатный совет ведьмы Ванг: Чтобы деньги падали с неба, нужно вечером...
Бесплатный совет ведьмы Ванг: Чтобы деньги падали с неба, нужно вечером... Бесплатный совет ведьмы Ванг: Чтобы деньги падали с неба, нужно вечером...
» все: затейливые фамилии, предметы быта, туалета – выполняют резко обличительную функцию (Плюшкин – от «плющить»)

В произведении есть и подробные описания усадеб. Предметы, их расположение – все подчеркивает сущность характеров.

Что помогает подобной выразительности? Разумеется, экспрессивно окрашенное слово, эмоционально насыщенная интонация повествования. Объективно верное воспроизведение действительности, типические фигуры, обстоятельства, явления многократно усилены авторской иронией (от усмешки до сарказма) Конкретные детали уплотнены, краски сгущены до предела. Отдельные черты героев вырастают до обобщающих образов.

Картины природы призваны передать не только состояние персонажей, но и сложную гамму авторских переживаний. Иногда пейзаж зримо подчеркивает несовместимость жалкого прозябания мертвых душ с неисчерпаемой силой земли. Буйно разросшийся сад Плюшкина воспринимается как «приговор» угасающей, убогой жизни.
Похожие вопросы