Основные темы лирики Маяковского кратко Кратко и по делу
Ранняя поэзия Маяковского создавалась в рамках
направления футуризм.
Основными темами его поэзии на этом этапе являются:
тема города, тема отрицания буржуазного образа жизни,
тема любви и одиночества.
Стихи: “Адище города”,"Ночь"
Город у Маяковского то шипящий и звенящий,
как в стихотворении “Шумики, шумы, шумищи”,
то загадочный и романтичный в стихотворении “А вы могли бы? ”:
С темой города перекликается и даже вытекает из нее
тема одиночества.
Лирический герой ранней лирики Маяковского одинок в
этом городе, его никто не слышит, не понимает, над ним
смеются, его осуждают (“Скрипка и немножко нервно”, “Я”).
В стихотворении “Дешевая распродажа” поэт говорит, что
готов отдать все на свете за “единственное слово, ласковое,
человечье”.
Чем же вызвано такое трагическое мироощущение?
Неразделенной любовью.
В стихотворении “Лиличка (вместо письма) ” и поэме “Облако в штанах”
мотив неразделенной любви является ведущим.
(“Завтра ты забудешь, что я тебя короновал”,
“Дай же последней нежностью выстлать твой уходящий шаг”).
В этих произведениях лирический герой предстает нежным
и очень ранимым человеком, не мужчиной, а “облаком в штанах”.
Но его отвергают, и он превращается в проснувшийся вулкан.
В поэме “Облако в штанах” показано превращение громады-любви
в громаду-ненависть ко всем и вся.
Разочаровавшись в любви, герой испускает четыре крика “долой”:
Долой вашу любовь!
Долой ваше искусство!
Долой ваше государство!
Долой вашу религию!
Страдания от неразделенной любви оборачиваются
ненавистью к тому миру и тому строю, где все покупается
и продается. Поэтому главной темой таких стихотворений,
как “Нате! ”, “Вам! ”, является
тема отрицания буржуазного образа жизни.
Маяковский издевается над сытой публикой, пришедшей
ради забавы послушать стихи модного поэта:
Через час
отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я - бесценных слов мот и транжир...
Поэт презирает толпу, которая ничего не понимает
в поэзии, которая “на бабочку поэтичного сердца”
взгромоздится в “калошах и без калош”.
Но в ответ на это сытое равнодушие герой готов плюнуть в толпу,
оскорбить ее, чтобы выразить свое презрение:
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в лицо железный стих,
Облитый горечью и злостью.)
В послереволюционный период в творчестве Маяковского
появляются новые темы:
революционная, гражданско-патриотическая, антимещанская.
Многие стихи этого периода посвящены антибуржуазной
и антибюрократической темам.
В стихотворении “Прозаседавшиеся” Маяковский высмеивает
всевозможные бюрократические учреждения (“а-б-в-г-д-е-ж-з-комы”),
появившиеся, как грибы после дождя, в первые годы Советской власти.
А в стихотворении “О дряни” маленькая канарейка становится
символом нового советского мещанства, и рождается призыв:
“головы канарейкам сверните-чтоб коммунизм канарейками
не был побит! ”
В “Стихах о советском паспорте” автор затрагивает сразу две темы: антибюрократическую и патриотическую.
Но главной темой этого стихотворения является
патриотическая тема.
Лирический герой горд за свою страну, проводящую невиданный
эксперимент, строящую новое общество:
Читайте, завидуйте!
Я - гражданин Советского Союза!
К патриотической лирике можно также отнести стихи
“Товарищу Нетте, человеку и пароходу" и
“Рассказ товарища Хренова... ”.
Важное место в послереволюционном творчестве
поэта занимает тема поэта и назначения поэзии,
затронутая в таких произведениях, как “Поэт-рабочий”,
“Разговор с фининспектором о поэзии”, “Сергею Есенину”,
“Юбилейное”, вступление к поэме “Во весь голос”.
Волком выгрызать))))