Как вы понимаете цитату: "Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»?
Фраза из Гете. В чём её смысл?
"Так кто ж ты, наконец? - Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо." Гете. "Фауст" - эта фраза встречается только как эпиграф к роману Булгакова "Мастер и Маргарита" и не встречается ни в одном известном русском переводе Гете.
Оказывается, Булгаков сам делал перевод этого текста, используя, другие переводы, но ориентируясь прежде всего на перевод Д. С. Мережковского, приведенный в его книге "Иисус Неизвестный" (1932):
Я - часть той Силы,
Что вечно делает добро, желая зла".
____________
Так кто же ты?
Часть вечной силы я
Всегда желавший зла, творившей лишь благое,
- Перевод Холодковского
Ты кто?
Часть силы той, что без числа
Творит добро, всему желая зла.
- Перевод Пастернака
(Кстати в романе у Булгакова есть диалог Левия Матвея с Воландом, где он объясняет то, что он через зло несет благо:
"- Я к тебе, дух зла и повелитель теней, - ответил вошедший, исподлобья недружелюбно глядя на Воланда.
- Если ты ко мне, то почему же ты не поздоровался со мной, бывший сборщик податей? - заговорил Воланд сурово.
- Потому что я не хочу, чтобы ты здравствовал, - ответил дерзко вошедший.
- Но тебе придется примириться с этим, - возразил Воланд, и усмешка искривила его рот, - не успел ты появиться на крыше, как уже сразу отвесил нелепость, и я тебе скажу, в чем она, - в твоих интонациях. Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп.")
Смысл фразы в том, что добро и зло взаимосвязано и одно без другого не может существовать.
Как говорил сам Михаил Булгаков в своем романе, "что бы делало добро, если бы не было зла".
Смысл в том, что немецкая философия ко временам Гете уже давно определилась с пониманием роли сатаны в христианской картине мира. Поясню: философская проблема заключалась в том, как совместить "всесильного бога" с существованием в мире зла (представляемое сатаной).
Ответ философов: сатана действует ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО с разрешения и при попустительстве бога. Таким образом, он не равновеликая с богом сила, а лишь исполнитель воли бога.
Собственно, сюжет Фауста в том, что бог и дьявол заключили конкретное пари и Мефистофель действует с прямого позволения бога: да, формально он творит зло, но - для благой миссии спасения душ )))
Ложь. Дьявол и бесы никогда не желают блага. Для них добро - нож острый.
Как в спорте, гантеля тянет вниз, забирает у человека силы, но преодолевая эту силу человек становится сильнее.
Благо тёмные силы могут дать лишь в обмен на что то, а не потому что у них договор с богом, бог по религии бескорыстен. А ад всегда представлялся как карательное место, там души проходят процедуру очищения, через муки. Сатана искушает и проверяет людей, обнажает их пороки. А так же вполне уместна теория, что все пороки и грехи и обозначаются его именем. Добро не на небе, а зло не под землёй, все это борется в нас самих и только лишь сам человек может повлиять на исход этой битвы.