Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

как ответить на вопрос: проблема объективности социальных процессов

нарина иванова Ученик (152), на голосовании 16 лет назад
Голосование за лучший ответ
Y@NOCHK@ Гуру (2764) 16 лет назад
В современных условиях проблема социальной реальности становится все более актуальной. Это обусловлено, с одной стороны, объективными социальными процессами – глобальными социальными катастрофами, нестационарным, хаотическим состоянием общества (глобализация общества, угроза экологического кризиса, международный терроризм и т.д.). С другой стороны, актуализация данной проблемы объясняется теоретико-методологическим кризисом социального знания (нет единой социальной теории, адекватно отражающей наш сложный и динамичный мир). Необходимость развития обществознания, все большего его использования в управлении общественными процессами настоятельно требуют развития актуальной социально-философской методологии. А разработка методологических оснований будущих социальных теорий невозможна без должного анализа исторически-сложившихся теорий социальной реальности. Ретроспективный анализ проблемы социальной реальности демонстрирует ее сложность, многогранность и разнообразие подходов к ее исследованию. В последние годы на основе историко-философского анализа выявлены и описаны условия, при которых стал возможен переход от понимания внешнего мира как совокупности вещей к пониманию мира как реальности, а также эволюция смысла, вкладываемого в понятие реальности; проанализированы течения и интересы, направляющие процесс конституирования социальной реальности. Классические социально-философские концепции рассматривают социальную реальность как специфическую систему, сущность которой объясняется базовыми структурами, институтами или отношениями, которые детерминируют все остальные процессы. Такая редукционистская методология, с одной стороны, открыла перспективу научного изучения общества, выявления закономерностей общественной жизни, а с другой стороны, привела к абсолютизации социальной объективности и недооценке субъективного фактора в общественной жизни.Общество возникает из социальных взаимодействий индивидов, которые являются осмысленными и в той или иной степени рациональными. Эти социальные взаимодействия и являются основой, сущностью социальной реальности, по отношению к которой другие социальные структуры, институты рассматриваются как вторичные. Таким образом, реализация как классической, так и неклассической методологических установок порождает экстраполяцию одной из сторон общественной жизни на всю социальную реальность: либо деятельностных качеств индивида, либо овеществлённых форм человеческого опыта. Феноменологический подход к пониманию социальной реальности принципиально отличается от предыдущих тем, что объективно данная реальность и познающий ее субъект являются результатом конститутивной деятельности сознания. Отсюда главная задача исследования – не изучение общества, а выявление интерсубъективной структуры социальной реальности, конституирование социального мира. Основой социальной реальности являются стандартные схемы интерпретации мира, которые представляют собой совокупность типизированных конструктов, формирующихся в сфере повседневного знания. Это знание возникает в ходе совместной деятельности людей как универсальное, независимое от непосредственного опыта людей. Зафиксированные с помощью значений повторяющиеся действия людей, передаваемые от поколения к поколению, становятся объективными характеристиками социальной реальности.В современном социальном познании наиболее распространённым являются такие научные методологии как герменевтика, феноменология, структурализм, постструктурализм и постмодернизм. Эти направления социального познания видят задачу в разработке различных форм выражения научного смысла. Постмодернизм, например, выдвигает принцип отказа от традиционных методов, подходов научного мышления, направлен на переосмысление общепринятых положений о социальной реальности и представляет собой отказ от четких целей социального познания. Итак, социальное познание рассматривалось как процесс духовного овладения человеком общества, закономерностей его функционирования и развития. Главным принципом исследования со
Похожие вопросы