В конце VII в. до н. э. начинается резкое расслоение в области социально-политической жизни и мысли, что приводит к обострению индивидуального самосознания. На смену эпосу приходит более индивидуально ориентированная лирика. Во многом это результат формирования такого самопознания, а с другой стороны, лирика способствует этому процессу. Лирика заменила собой все прочие жанры. Она носила широкий, синтетический характер и включала в себя элементы других жанров. Древнегреческая лирика была неразрывно связана с музыкой и танцем, поэтому наше представление о ней не является полным.
Древнегреческую лирику делят на два вида:
– декламационную лирику, уже отошедшую от музыки;
– мелическую лирику, которая пелась под звуки различных инструментов.
К декламационной лирике относились следующие жанры: элегия, ямб,
эпиграмма, гнома. Основным жанром считалась элегия. Это стихотворение
средней длины, морально-политического, позже любовного содержания, без отчетливой композиции. Древнейшей разновидностью элегии считается
военно-героическая, которая очень близка к эпосу. Герой этой элегии
совершает подвиги сознательно, не для блага рода, а для государства (Каллин, Тиртей) . Другой вид элегии – элегия личной судьбы. Эти элегии представляют собой размышления о себе, о месте человека в мире, о нравственных нормах (Архилох) . Третья разновидность элегии – философско-политическая элегия. Она представляет собой выражение
политических мыслей в полумифологической форме. В этом виде элегии доминируют размышления автора о государственном устройстве полиса, о взаимодействии различных сил в государстве.
Ямб – жанр древнегреческой поэзии преимущественно обличительного
характера. Особенностью ямбической поэзии является смех, а также
определенный размер и стопа с ударением на второй слог. Греки верили в
очистительную силу смеха, поэтому осмеянию подвергалось все. Выделялось два вида ямба: личное осмеяние; осмеяние общественных отношений. Ямбы отличались необычайной вольностью, для них не было ограничений.
Эпиграмма – короткое стихотворение произвольного содержания,
восходящее к древним надписям. Эпиграммы писались элегическим дистихом, отличались краткостью и точностью.
Гнома – это краткое стихотворное изречение поучительно-философского
содержания. Гномы формулируют общепризнанные положения и близки к
афоризмам. Гному также отличали краткость и точность. Мысль гномы
касается основных вопросов человеческой жизни. Этот вид поэзии был весьма популярен у древних греков.
Мелическая лирика подразделялась на монодийную и хоровую.
В монодийной лирике присутствовали индивидуальные переживания,
любовная тематика. Хоровая лирика была связана с общественными
событиями, праздниками, проводимыми в честь богов. В хоровых произведения активно использовали миф. В хоровой лирике выделялись три жанра: парфений (исполняемый хором девушек) , пеан (гимн, исполняе- мый в честь Аполлона) дифирамб (гимн, исполняемый в честь Диониса) .
Источник:
http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=8881&p_page=2