«Венецианская ночь». В этом прекрасном образце пейзажной лирики Глинка красочно воплотил образы итальянской природы, которыми сам не переставал восхищаться. Спокойная мечтательность, умиротворённое настроение и безмятежность музыки романса утончённо передают живительные впечатления композитора от ласковых и теплых ночей прекрасной южной страны.
Романс сочинён как истинная баркарола, для которой характерен размер 6/8 и монотонно-размеренный аккомпанемент с мягкой пульсацией, отображающей плеск воды и покачивание лодки, в тональность си-бемоль мажор. Состоит из трех куплетов, каждый из которых имеет двухчастную форму.
После вступительного тонического аккорда почти сразу начинается наполненная мерным дыханием симметрично построенная нежная мелодия. Её плавно текучее движение, а также характерный для баркаролы ритмический рисунок придают композиции одухотворённый и поэтический настрой. Стоит также отметить, что в гармоническом фоне романса, который можно охарактеризовать как царство мажора, композитор эпизодически вкрапляет минор, придающий музыке мягкий лирический окрас.
Взлетающие октавные ходы голоса и мягкие, волнообразные секвенции в заключительных фразах романса придают особую гибкость плавно скользящей мелодии. «Мелодия движется мерным дыханием, словно лёгкими всплесками весла» (Асафьев). Впервые так удачно найдена Глинкой живописная фактура фортепианного аккомпанемента с глубоким органным пунктом басов и легким движением portamento в верхнем регистре, образно рисующем всплески волн.
Эту чарующую баркаролу, которую Глинка к тому же именовал фантазией, по праву можно назвать самой поэтичной и светлой вокальной миниатюрой композитора.
https://www.youtube.com/watch?v=92COEeAYerk