ГАЛИНА
Высший разум
(2426805)
6 лет назад
Перед лицом смерти Базаров стоек, силен, на редкость
спокоен и невозмутим.
Никто не может воспринимать спокойно приближение конца,
и Евгений, несмотря на всю свою уверенность в себе,
не в состоянии относиться к этому с полным безразличием.
Он сожалеет о своей нерастраченной силе,
о невыполненной задаче.
"Гигант", которым всегда считал себя Базаров, ничего
не может противопоставить смерти:
"Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста! ".
За иронией героя ясно просматривается горькое сожаление
об уходящих минутах.
Евгений в последние дни своей жизни становится добрее,
нежнее. Он жаждет встречи с любимой женщиной,
чтобы еще раз признаться ей в любви.
Он становится мягче с родителями, в глубине души, наверное,
все же понимая, что они всегда занимали значительное
место в его жизни и достойны гораздо более внимательного
и душевного отношения.
Всю свою жизнь Базаров посвятил стремлению принести
пользу стране, науке. И смерть для него - это не просто
прекращение существования, но и знак того, что он
"видно, не нужен" России.
Осознание этой "ненужности" приходит к Евгению в
самый последний момент и становится завершающим
этапом гибели его взглядов, равно как и его собственной гибели.
Не успевший реализовать себя в жизни, Базаров только
перед лицом смерти избавляется от своей нетерпимости
и впервые по-настоящему ощущает, что реальная жизнь
гораздо шире и многообразней его представлений о ней.
В этом заключается главный смысл финала.
Финал романа увенчивают "серые деревянные кресты"
на сельском кладбище "в одном из отдалённых уголков
России, где похоронен Базаров.
Так снимается конфликт поколений.
И отцы, и дети, и все новые поколения людей под
сенью креста идут одной дорогой к завершению земной
судьбы и к жизни вечной.
Устами Аркадия Тургенев говорит о нескончаемом
круговороте неумирающей жизни:
"сухой кленовый лист оторвался и падает на землю;
его движения совершенно сходны с полётом бабочки.
Не странно ли?
Самое печальное и мёртвое-сходно с самым весёлым и живым".
Перед лицом смерти ничего не значат ни возраст,
ни красота, ни знатность, ни богатство, ни власть,
ни политические пристрастия, ни прочая земная суета.
Нигилист и его политический противник оказались равны
и одинаково беззащитны:
"И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет".
Этот финальный мотив пушкинской поэмы "Цыганы",
пренебрежительно отвергаемой Базаровым, как и всё
остальное "художество", всё более явственно и
трагически звучит в подтексте романа.
Духовная сторона жизни, с которой самонадеянно
пытался вести внутреннюю борьбу "титан" Базаров,
культивируя в себе непримиримую враждебность и
даже ненависть к проявлениям духовности,
одержала над ним верх.