Вероника НеОнлайн
Ученик
(208)
6 лет назад
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ШКОЛЬНИКА — тот объем слов, которым учащийся владеет на определенной ступени обучения. Словарный запас зависит от ряда причин: возраста, образования, социальной среды и др., он связан с уровнем общего развития человека. У детей это показатель степени владения языком, а через него – степени освоения объективной действительности.
Различают активный словарный запас (слова, свободно употребляющиеся в живом повседневном общении во всех сферах жизни) и пассивный (слова понятные, но мало употребляемые в живом повседневном общении).
В количественном подсчете словарного запаса человека существует масса проблем. Различные результаты таких подсчетов могут объясняться неадекватностью единицы подсчета у разных авторов (при спорности тождества и отдельности слова – см. А. И. Смирницкий). Различны и задачи подсчета: минимальный словарный запас, необходимый для ограниченной коммуникации в иноязычной среде; активный словарный запас личностей с разным уровнем владения родным языком; соотношение между активным и пассивным словарным запасом личности; словарный запас мастеров слова – писателей; словарный состав языка отдельных первобытных племен и развитых литературных (национальных) языков; словарный запас школьника на определенном этапе его обучения.
Словарный запас человекА, прежде всего, зависит от его возраста. Приведем данные количественного запаса слов детей в возрасте от 1 до 6 лет по таблицам В. Штерна: возраст 1,6 года – 100 слов; 2 года – 300–400 слов; 3 года – 1000–1100 слов; 4 года – 1600 слов; 5 лет – 2200 слов; 6 лет – 2500–3000 слов. По таблицам Ш. Бюллера большой разброс данных: 1,6 года – от 44 до 383 слов; 2 года – от 45 до 1227 слов; 3–4 года – от 598 до 2346 слов. Интересны данные распределения слов детского словаря по частям речи и тематическим группам. По таблицам Е. А. Аркина (1948 г.), это 50,2 % существительных, 27,4 % глаголов, 11,8 % прилагательных, 5,8 % наречий; преобладают в словаре детей конкретные существительные, обозначающие предметы окружающей среды.
В школьные годы словарь продолжает увеличиваться, однако, по данным Л. и К. Анфруа, у детей с 7 лет до 14 он возрастает от 19000 до 19800 слов. А. В. Чемберлен приводит как распространенное мнение: «дитя употребляет меньше 1000 слов, обыкновенный человек от 3000 до 4000, образованный писатель – 10000». Это мнение, очевидно, основано на высказываниях М. Мюллера: «Хорошо воспитанный человек в Англии, бывший в общественной школе и университете, читающий Библию, Шекспира, газету Times и т. д., редко употребляет в разговоре более 3000 или 4000 слов. Строгие мыслители и точные исследователи, избегающие шатких и общих выражений и выбирающие слова, в точности выражающие их мысли, употребляют большее число слов: красноречивые ораторы доходят, может быть, до 10000» (данные собраны В. П. Тимофеевым).
Более 200 тысяч слов в русском языке.