Jason Mercier
Искусственный Интеллект
(332073)
5 лет назад
Совесть - фактор ответственности индивида.
Совесть для человека - это качество, появляющееся с определённого Уровня развития. Низкие Уровни не обладают данным качеством. Чтобы в индивиде появилась совесть, он должен пройти какой-то путь совершенствования, приобрести некоторый жизненный опыт и наработать ряд качеств, на которых впоследствии будет базироваться это качество.
Совесть человек воспринимает, как ответственность за свои поступки, как критерий, с помощью которого он способен оценивать личные действия по отношению к общепринятым нормам общественного поведения. Если о человеке говорят: "У него есть совесть", значит, ему можно доверять, на него можно положится. И наоборот, если о ком-то скажут: "У него нет совести", это будет очень негативная оценка и такому человеку никто уже доверять не станет. То есть в данном оценивающем факторе учитываются морально-нравственные черты индивида, способность его придерживаться законов поведения, принятых в обществе, или нарушать их.
На чём же базируется совесть, какие качества человек предварительно должен приобрести, чтобы затем в нём заработал данный критерий? К таким базовым основам надо отнести наличие ответственности, самокритичности, осознание добра и зла, владение морально-нравственными законами. Всё это в совокупности формирует новое качество - совесть.
Конечно, если индивид выбрал отрицательный путь развития, нарушает нравственные законы общества и вместо добра творит зло, то ни о какой совести у него не может быть и речи. Отрицательным индивидам совесть вообще не свойственна. Поэтому наличие совести у индивида говорит ещё о том, что он в развитии идёт позитивным путём и способен понять, какие его действия приведут к хорошему, а какие - к плохому. Например, если ученик, шумевший на перемене, затихает с приходом учителя, понимая, что тому невозможно работать в шуме, значит, можно говорить о наличии у него совести. Если же ученик затихает из страха получить двойку по поведению, то совесть у него пока отсутствует или находится в зачаточном состоянии. В нём срабатывает качества самосохранения. Так что одно и то же действие, совершаемое двумя учениками по разным мотивам, свидетельствует о наличии в них неодинаковых качеств...
"Личность и Вечность", Авторы Л. А. Секлитова, Л. Л. Стрельникова, изд. Амрита-Русь.