Стихотворение это восхищало и продолжает восхищать многочисленных любителей поэзии, но никогда не привлекало серьезного внимания исследователей, поскольку казалось простым и ясным. В самом деле, что в нем искать? Поэт рассказывает о том, как возвращается из ссылки и с затаенной тревогой думает о встрече, ожидающей его на родине. Это как будто бы полностью соответствует реальной ситуации. Но давайте повнимательнее приглядимся к этому маленькому шедевру, написанному в самом сердце Кавказских гор, у подножия седого Казбека.
Знакомый и любимый с детства край, питавший юношескую поэзию, с годами подзабылся, потерял для Лермонтова свою реальность. Ссылка дала возможность взглянуть на него вновь уже глазами взрослого человека, обогатив детские впечатления новыми, более яркими и осмысленными. Об этом свидетельствует первая часть стихотворения, где абстрактный «Кавказ седой» его ранних произведений сменился вполне конкретным Казбеком с реальными метелями и обвалами, знойной, пыльной дорогой, с легендами и сказаниями, с мольбами и молитвами, которые обращают к священной горе благочестивые путники.
Но главные сюрпризы ожидают нас при внимательном чтении второй части стихотворения. Какими реалиями наполнена она, как соотносится с тем багажом впечатлений, которые поэт получил в кавказской ссылке? Как мы знаем, речь там идет о будущей встрече с друзьями юности. Но чьей? Конечно же, самого Лермонтова, убеждены все комментаторы стихотворения, ведь лирический герой Лермонтова – своего рода художественный двойник автора. Тем более что изображаемая ситуация вполне соответствует реальной: возвращение из ссылки, ожидание встречи…
Но есть еще одно желанье!
Боюсь сказать! – Душа дрожит!
Что если я со дня изгнанья
Совсем на родине забыт!
Найду ль там прежние объятья?
Старинный встречу ли привет?
Узнают ли друзья и братья
Страдальца после долгих лет?
Или среди могил холодных
Я наступлю на прах родной
Тех добрых, пылких, благородных;
Деливших молодость со мной.
Как видим, слова здесь специально подобраны так, чтобы подчеркнуть длительность отсутствия героя на родине, его очень долгую разлуку с друзьями молодости, оставшейся в далеком прошлом. Между тем известно, что Лермонтов, выехав из Петербурга в ссылку в марте 1837 года, в декабре того же года возвращался на север, то есть пробыл в изгнании всего девять месяцев. Зачем же ему потребовалось так увеличивать время отсутствия своего героя в родных краях?
Это может быть оправдано только в одном случае – если не себя имеет в виду поэт. Вернее, не только себя, но одновременно и кого-то другого, действительно пробывшего в изгнании долгие годы. Спроектировав собственную, сравнительно легкую участь на другую, более тяжкую, он усиливает накал чувства за счет этого страдальца. Кого же?
Братьев-изгнанников Лермонтов встречал во время ссылки предостаточно. Кавказ, прозванный «теплой Сибирью», служил местом пребывания самых различных категорий людей, не угодных режиму. В частности, в 1837 году там находилось немало лиц, осужденных по «делу 14 декабря». Поэт неоднократно встречался с ними, что дало повод некоторым исследователям говорить о «декабристской тональности» стихотворения «Спеша на север издалека».
Из тёплых и чужих сторон,
Тебе, Казбек, о страж востока,
Принёс я, странник, свой поклон.
Чалмою белою от века
Твой лоб наморщенный увит,
И гордый ропот человека
Твой гордый мир не возмутит.
Но сердца тихого моленье
Да отнесут твои скалы́
В надзвёздный край, в твоё владенье
К престолу вечному Аллы́.
Молю, — да сни́дет день прохладный
На знойный дол и пыльный путь,
Чтоб мне в пустыне безотрадной
На камне в полдень отдохнуть.
Молю, чтоб буря не застала,
Гремя в наряде боевом,
В ущелье мрачного Дарьяла
Меня с измученным конём.
Но есть еще одно желанье!
Боюсь сказать! — Душа дрожит!
Что, если я со дня изгнанья
Совсем на родине забыт!
Найду ль там прежние объятья?
Старинный встречу ли привет?
Узнают ли друзья и братья
Страдальца, после многих лет?
Или среди могил холодных
Я наступлю на прах родной
Тех добрых, пылких, благородных,
Деливших молодость со мной?
О, если так! Своей метелью,
Казбек, засыпь меня скорей
И прах бездомный по ущелью
Без сожаления развей.