Александр
Просветленный
(43274)
5 лет назад
Во-первых, знаю, что в академии Андрияки требования к педагогам таковы, что каждый преподаватель на регулярной основе много пашет над тем, чтобы у него в наличии было внушительное количество высококлассных, собственноручно выполненных работ, соответствующих тематике программы обучения.
То есть по любому вопросу студента преподаватель должен суметь продемонстрировать идеальное выполнение задания, на 300% превосходящее качество, требующееся от студента.
Во-вторых, с другой стороны, мне лично, чтобы раз и навсегда понять экспрессию в живописи и начать её хорошо "считывать", было достаточно однажды скопировать работу Франса Халса ("Портрет молодого человека с черепом").
Когда образцы просто рассматриваются - это приносит пользу. Но когда студент делает (пусть даже в итоге не удачную) копию - он понимает чужую работу и приёмы, использованные в ней, в тысячу раз лучше.
В-третьих, с точки зрения педагогики экспрессию живописи целесообразно увязывать с заданиями по наброскам (и графике в целом), причём упор на выразительную экспрессию в набросках делается с самых первых уроков.
Наброски, выполняемые разным материалом и в разных условиях, например,
- линейные наброски мягким графитом на листах А4
- линейно-штриховые наброски пером и тушью в блокноте
- условные каллиграфические наброски тонкой кистью с длинным ворсом на формате А3
- зарисовки углём на рельефной бумаге с применением растушёвки
и т. д.
очевидно позволят объяснить студентам на практике, что такое выразительное движение рук и как именно внутреннее состояние художника исподволь отражается в характере исполнения работ.
Если студенты понимают экспрессию наброска, они поймут и экспрессию работы кистью в живописи.
p.s. И ещё. Экспрессивная живопись всегда обладает существенной степенью условности. Дети понимают условное искусство натурально, поскольку их отношение к рисованию изначально условно. Взрослые часто гонятся за фотографией как мерилом реалистичности. Чтобы заставить даже самого зажатого и привязанного к "срисовыванию" студента неизбежно начать работать с экспрессией, достаточно просто заставить его по памяти воссоздать парочку выполненных с натуры работ. Натуру или предшествующую работу при этом рассматривать НЕЛЬЗЯ. Нужно делать те же движения, что и в предшествующей натурной работе, но по памяти. При этом последовательность ведения работы нужно выдерживать такую же, как при работе с натуры - а вот появление деформаций в построении, отклонений от изначального колорита, появление случайных элементов нужно всячески поощрять. Подобные экспрессивные "пересказы" сами по себе - отличная композиционная практика. Они прививают привычку решать некоторые элементы в работе с натуры по воображению, развивают смелость отходить от данного натурой в пользу большей правды (основанной на серии наблюдений, а не на том, что прямо сейчас видят глаза) и большей выразительности образа (основанной на опыте передачи чувств в творчестве).
Скорее всего, у описанной в вопросе барышни есть свои эстетические предпочтения, которые препятствуют освоению экспрессивного творчества. Нужно расширить её кругозор и привить вкус к более свободному, импровизационному искусству, не ограничивая тем не менее в поисках конкретики и точности.
Alexander GrishchenkoПросветленный (24491)
5 лет назад
Да, именно задания по наброскам помогут уловить суть экспрессии, причём, надо ограничивать время.
Согласен, что "появление деформаций в построении, отклонений от изначального колорита, появление случайных элементов нужно всячески поощрять". Поощряю, если успеваю заметить до того, как она "сделала лучше".
АК-47
Высший разум
(166177)
5 лет назад
Летящий мазок это производное от слова живопись.
Так и объясняйте, живопись это ЖИВО писать в своем изначальном смысле.
Следуя этому методу мазок чаще всего будет летящим.
Летящий мазок это еще и мазок передающий сразу несколько тонов, которых добиваются иногда лессировками .Там где изначальное прикосновение кисти, там краска -густо, а где его мазка окончание, там краска -прозрачно.
То есть летящий мазок свойственен скорее живописи исполненной в технике а ля прима
Для лучшей наглядности предложите посмотреть технику Жостова.
Там все декоративные мазки летящие
И пожалуй последнее, летящий мазок это еще и своеобразная графика живописными средствами
Цвет мазка раскрашивает, а его форма- рисует, придавая живописи настроение и характер движения трепетности и мимолетности