Джалаладдин Руми — величайший поэт-суфий, «танцующий поэт»,
живший в ХIII веке на территории Малой Азии, основатель
и духовный вдохновитель суфийского ордена Мехлеви.
О т в е т_:объяснял так :"Ученые споры так часто разделяют людей,
– говорил Руми,
– а Танец и Музыка, как ничто на свете, выявляют людское единство."
Впоследствии Джалаладдин ввел в этот ритуал танцы.
Суфии понимали силу эмоционального воздействия музыки,
ее влияние на настроения и чувства людей. Но, Джалаладдин
первым ввел музыку и танец в ритуал общих собраний дервишей
Коньи и первым же применил ее в медресе.
Неотъемлемой чертой таланта Джалаладдина была его музыкальная
одаренность и необыкновенное чувство ритма.
Особую склонность он проявлял к свирели, которой посвятил
проникновенные строки в прологе к поэме.
После исчезновения Шамса Джалаладдин все чаще устраивает
общие собрания и совместные молитвы основанного
и организованного, но никогда не возглавлявшегося им суфийского
братства, где под Музыку распевали его стихи, написанные
специально для этого ритуала либо навеянные атмосферой
последнего. Таких стихов очень много.
.
.
Мавлана Джалаладдин Мухаммад наст. имя, РУМИ -псевдоним
родился в Балхе ныне на территории Афганистана1207 г.
Из-за нашествия Чингисхана его отец, выдающийся ученый-богослов,
эмигрировал с семьей в Малую Азию.
Здесь поэт получил духовное образование и, подобно отцу, был
руководителем медресе и проповедником.
Согласно преданиям, вошедшим в книгу «Сто рассказов мудрости»
своеобразное «житие» Руми, сверхъестественные явления,
встречи с духами и людьми–посланцами высших миров–сопровождали
жизнь Джалаладдина с самого детства.
Одной из важнейших таких встреч, ставшей своего рода духовной
инициацией мальчика, было посещение его семьей возвышенного
суфийского шейха и поэта Фаридуддина Аттара в Нишапуре/Иран.
Духовидец Аттар узрел в маленьком Джалаладдине своего преемника,
будущего наставника всех суфиев, и подарил ему свою мистическую
поэму «Асрар-намэ» – «Книгу сокровищ»
Свой дар Аттар сопроводил особым благословением (барака),
которое помогает раскрыть в человеке духовные «каналы»,
делает его способным воспринимать откровения свыше.
Отцу Джалаладдина Аттар пророчески предрек: «Твой сын
зажжет на земле огонь восторженного служения Богу»
ср. слова Иисуса Христа в Евангелии от Луки:
«Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы
он уже возгорелся!» – Лук. 12, 49.
Руми какое-то время оставался безутешным, разыскивая Шамса
в разных краях. Но затем свершилось чудо:
Джалаладдин ощутил, что душа Шамса вселилась в него самого,
что отныне в одном теле неразлучно обитают две души!..
Несравненные по силе мысли и глубине чувства стихи потекли
из-под калама/тростникового пера Джалаладдина,
и подписывались они именем Шамса!
Даже сам почерк Руми стал неотличим от почерка Шамсуддина,
который как бы сделал друга – свое alter ego – тем духовным
каналом, через который мог воплощать свое поэтическое
мировидение.
На этом новом, самом интенсивном по степени самовыражения,
этапе своей жизни Руми создает все то, что сохранило его имя
на века.
Он окончательно формирует суфийское братство Маулавия,
медитативно-экстатических собраний, сопровож. декламацией
стихов самого Руми,
игрой на Нае – тростниковой флейте, пением и танцами.
В таком виде братство Мевлеви существует и по сей день.
Суфийская поэзия ярка и многообразна. Через глубокий символизм
она выражает духовный Путь суфия.
Руми писал:
«…Когда твоё знание погружено в Свет веры,
люди, сбившиеся с Пути, обретут с его помощью Свет.
Всё, что ты говоришь, будет светоносно,
Ведь небо не проливает ничего, кроме чистой воды.
Стань подобен небу...
^