Регина
Высший разум
(554979)
6 лет назад
Концепции, которые рассматривают развитие науки в п. о. как накопление знаний, добавление нового к уже имеющемуся, относительно равномерный рост, называются кумулятивистскими (от «кумуляция» – накопление). С т. з. кумулятивизма, в науке каждый следующий шаг делается с опорой на предыдущие достижения; новое знание надстраивается над старым, включает его в себя, при этом прибавление нового знания ничего существенного не меняет в уже имеющемся знании, признанном истинным (история науки статична); наука на каждом этапе – сумма всех прежних и новых знаний. Кумулятивизм неявно предполагает, что научная идея либо достаточно быстро обнаруживает свою несостоятельность, либо уж остается на века. Больцман: «Все точно установленные опытные факты остаются вечно неизменными. Они м. б. в крайнем случае расширены. дополнены, к ним могут присоединиться новые данные, но они не м. б. целиком опровергнуты… Лишь в редких случаях данные, считавшиеся сначала фактом, оказываются ошибочными. И в этих редких случаях ошибки открываются весьма скоро и не оказывают большого влияния на научное здание в целом». Из кумулятивизма неявно исходила вся ранняя эмпирическая история науки. У него были свои основания. Тезис Бернала: «Именно этот кумулятивный характер науки отличает ее от других важнейших институтов человечества, таких, как религия, право, философия и искусство», т. к.: к созданному в других областях мы можем обратиться непосредственно, вне зависимости от времени создания они оказывают на нас воздействие, а в науке прошлое – в прошлом.
Пример научной революции дает А. Койре. Он исследует конкретную ситуацию в истории науки – утверждение гелиоцентрической системы в эпоху Коперника и Галилея («Галилеевские этюды») – и показывает, что, когда эта идея утверждается, она производит настоящий переворот в мировоззрении. В ходе этой революции произошло «разрушение космоса» (вместо мира вокруг Земли – бесконечная Вселенная) и «геометризация пространства» (вместо системы мест – гомогенная и бесконечная протяженность). Следствиями были отказ от идеи Бога, от таких понятий в науке, как гармония, совершенство, предназначение, полный разрыв с миром ценностей. Это не просто новая теория – это новый тип мышления. Койре говорит, что произошла «мутация человеческого интеллекта», и такие мутации происходят время от времени. В результате история все время преобразуется: «Ничто не меняется так быстро, как неподвижное прошлое».