это Бу́дда ~ санскр. बुद्ध, буквально — «пробудившийся», «просветлённый»
в буддизме.
Существует широко распространенное мнение, что Будда являлся
строгим вегетарианцем.
Но, даже самые ранние буддийские источники упоминают о том,
что Будда с удовольствием ел МЯСО.
Более того, он даже прописывал мясные бульоны в качестве способа
лечения некоторых заболеваний.
Вегетарианство появилось в буддийских практиках через многие годы
после того, как Будда скончался.
Сиддхартха Гаутама/после пробуждения называемый «Буддой Шакьямуни»,
живший приблизительно с 623 по 543 год до н. э. и достигнувший бодхи
около 588 года до н. э., не считается ни первым, ни последним буддой.
С точки зрения классической буддийской доктрины, буддой -
является любой, открывший дхарму /истину/ и достигший просветления.
В буддийской космологии говорится о неисчислимом количестве подобных
существ, так что Гаутама-Будда является наиболее известным представителем
в череде будд, продолжающейся с далекого прошлого до далекого будущего.
Его первым известным предшественником в Махаяне был будда
Дипанкара, а Будда признаваемый всеми школами, следующий за Гаутамой,
именуется Майтрейя.
Список из 24 будд перечислен в «Хронике будд» «Буддхавансе», написанной
примерно примерно в V веке, из «Нидана-катхи» —не входящего в Палийский
канон сборника историй о жизни Будды Шакьямуни.
Согласно Палийскому канону, существует список из семи Будд прошлого,
в котором Гаутама-будда является седьмым.
.
.
Отличие от центральных фигур других религий:
Будда, согласно базовым представлениям буддизма, представляет
собой не бога, «посредника между людьми и высшими силами»
или спасителя, а учителя, обладающего способностью вывести
разумные существа из сансары.
Отличие от других буддийских фигур:
между типами буддийских фигур есть серьёзные отличия, не всегда
очевидные для поверхностного взгляда человека, мало знакомого
с буддизмом. Для буддистов и буддологов эти отличия очевидны.
и важны.
Так, кроме собственно будд, в буддизме различают /и тоже создают
их изображения и статуэтки, — но это не будды:
бодхисаттв (существ, взявших на себя миссию пробуждения сознания
всех чувствующих существ),
дхармапал (защитников учения и его носителей),
да́кини (в тантрическом буддизме — женские духи, носительницы
тайных учений),
йидамов (медитационные формы будд),
богов (дэва на санскрите, лха на тибетском; — в буддизме они,
как и люди, — сансарные существа, так же подверженные закону
причинно-следственной связи и пребывающие в неведении
относительно своей истинной природы) и других.
Блаженство пробуждённого состояния, нирвана, — согласно Буддизму,
доступно всем существам; при этом в ортодоксальном буддизме
считается, что для достижения нирваны необходимо вначале родиться
человеком.
Подчеркивая эту всеобщую доступность, а также учитывая очень
малый шанс родиться человеком, равный вероятности того, что
«черепаха, плавающая в глубинах мирового океана, вынырнув на
поверхность, сразу же попадёт головой в отверстие единственного
деревянного круга, кем-то брошенного в океан», буддизм рекомендует
людям в своей жизни:
с точки зрения хинаяны - достигнуть пробуждения/нирваны- для себя
или с точки зрения махаяны - вначале достигнуть пробуждения
самостоятельно, а затем окончательно освободить всех остальных
существ от страдания.
Во многих разновидностях индуизма Будда считается божество.
Еще более парадоксальным является тот факт, что "поднятие"
статуса Будды ничуть не сделало его более могущественным.
В индуизме, переполненном бесчисленными божествами,
превращение Будды в бога сделало его просто еще одним рядовым
богом среди тысяч.
^