Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Какие художественные приемы использует Тютчев в стихотворении Листья?

Андрей Примак Профи (830), закрыт 6 лет назад
Лучший ответ
ГАЛИНА Высший разум (2407658) 6 лет назад
Ф. И. Тютчев говорит об отношении к жизни, о том,
что можно назвать подлинной жизнью.
Такие вопросы называют философскими.
Ничто не бывает напрасно.
Краткая жизнь, если она яркая, несущая в мир радость,
ценнее бесцветного
вечного существования.

Стихотворение проникнуто радостью, используется
прием олицетворения.

Автор стихотворения применил прием антитезу.
В начале стихотворения темп медленный-серость
и однообразие сосен и елей, но затем темп убыстряется,
идет описание листьев, и мы чувствуем
игривость и красоту.

Вторая часть стихотворения погружает в тот мир,
который воспринимается листьями как подлинная жизнь.
Меняется звуковой строй этой части.
В этом отрезке текста обилие согласных,
и аллитерация позволяет подчеркнуть одухотворённость,
гармоничность краткой, но яркой жизни.
Самое “шумное” слово- “сучьях” - как раз и обозначает
тот мир, который не живёт, если не украшен
мимолетной красотой листьев.

Не случайно именно здесь так много **олицетворений**
(Играли с лучами; Купались в росе; На сучьях гостим. .
снега и метели... спят).

Употребление глаголов сначала в настоящем,
а затем в прошедшем времени подчёркивает
мимолётность, быстротечность жизни листьев.
Лишь определив себя как “лёгкое племя”,
они осознают, что их “краткое время” уже прошло
(глаголы в прошедшем времени. )

Третья часть наименее богата по своему образному строю.
Исчезает мелодичность предыдущей части, все глаголы
либо в прошедшем времени, либо в инфинитиве.
Нет ярких эпитетов, даже олицетворения несут значение
угасания, безжизненности.
(Эпитеты: тощая зелень; с докучных ветвей; краткое время)
Сам синтаксис предложения, повествующего о
наступившей осени, беден:
это бессоюзное предложение, состоящее из четырёх
нераспространённых частей.
Но именно в этой части встречается нам единственное
вопросительное предложение.
В нём и звучит самое эмоционально нагруженное слово.
(Даром)
Если сейчас “висеть даром”, то что же было недаром?
Были в красе-не только красовались, но и делали мир
красивее, несли радость (антитеза).
Но пора золотой осени прошла, уже нет осенней пышности,
впереди лишь умирание.
Удивительно соединяется аллитерация “с” с
преобладающим звучанием гласных.
Этим достигается полёт, свобода, свист ветра.
Ведь листья так стремятся улететь с ветром?
Для них неприемлемо скучное, бессмысленное
существование:
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,

В последней части исключительно восклицательные
предложения, обилие повторов, она явно отличается
от остальных уже тем, что начинается с
патетического “О”, задающего иное звучание.
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..

Сравнение; Их тощая зелень, как иглы ежа,
Остальные ответы
Румият Аджигеримова Ученик (189) 4 года назад
Разбор стихотворения следует начать с истории его написания. В 1821 г. Федор Иванович отправился на службу в Германию. Будучи дипломатом, мужчина не забывал о своем таланте к поэтическому искусству. В его «мюнхенских» произведениях важную роль играют философские мотивы. Видимо, это связано с тем, что в Германии поэт познакомился с философом Шеллингом, который отстаивал идею единства противоположностей в природе. Спустя 9 лет жизни за границей Тютчев создал «Листья» (1830 г.), в которых отразилась идея немецкого философа.
В 1879 г. стихотворение было напечатано на страницах журнала «Русская беседа». До сегодняшнего дня оно считается одним из лучших образцов пейзажно-философской лирики в русской литературе.
Тема
Природа неоднократно вдохновляла Тютчева на философские искания. В анализируемом стихотворении автор развил сразу две темы: размышления листьев о своей «жизни»; противопоставление холодного спокойствия мятежной натуре. Чтобы раскрыть душу природы, поэт использовал олицетворение, очеловечив листья. Лирический герой произведения практически не проявляет себя, он сливается с образом листьев, ведь полностью разделяет их взгляды.
В первых двух строфах стихотворения листья признаются, что считают себя красивее хвои. «Тощая зелень» елей, по их мнению, никогда не выглядит живой. Листья не могут понять, как можно проспать всю зиму, закутавшись в метели. «Легкое племя» открыто восхищается собой: «мы… цветем и блестим». Листья вспоминают, как летом игрались с солнцем и купались в росе.
Веселое настроение зеленой компании гаснет, когда она осознает, что на пороге осень. Листья рассматриваются вокруг и видят, что все вокруг отцвело, побледнело, а птицы смолкли. «Легкое племя» не хочет желтеть, поэтому решает улететь с ветром. Теперь ветви кажутся листьям «докучными», поэтому они пытаются улететь как можно скорее.
В образе листьев можно разглядеть человеческую натуру. Они символизируют людей, которые не могут сидеть на одном месте в ожидании старости. Такие люди стремятся к новым свершениям и свободе. Иглы елей символизируют противоположный человеческий характер.
Главная мысль образно выражается в строках: «так что же нам даром висеть и желтеть?».
Композиция
Стихотворение написано в форме монолога листьев. В нем по смыслу можно выделить две части: размышления листьев о хвое, сравнение «тощей зелени» со своей красотой и решение улететь за ветром. Формально произведение состоит из четырех октав (восьмистиший).

Жанр
Жанр стихотворения – элегия, так как в нем посредством пейзажа развивается философская тема. В стихах второй части чувствуется грустное настроение, хоть листья и вдохновлены предстоящим путешествием. Стихотворный размер – двустопный амфибрахий. Ф. И. Тютчев использовал перекрестную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы.
Средства выразительности
Для оригинальной интерпретации философской темы Федор Иванович использовал средства выразительности. При помощи них создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции главных героев.
Преобладают в стихотворении метафоры: «сосны и ели… в снега и метели закутавшись, спят», «мы ж, легкое племя», «краткое время на сучьях гостим», «зефиры ушли». Завершающие штрихи «наносятся» при помощи эпитетов: «тощая зелень», «красное лето», «докучные ветви», «буйные ветры». Сравнение всего одно: «зелень, как иглы ежа».
В некоторых строках важную роль играет аллитерация, например, грусть листьев подчеркивается при помощи согласных «с», «ж» («так что же нам даром висеть и желтеть?»), а их решительность передается нанизыванием слов с согласным «р» («Скорее, скорей!, Скорее сорвите нас…»).
Монолит Строй Кубань Ученик (92) 1 год назад
Как называется художественное средство выразительности, которые использует Ф.И. Тютчев в следующем примере из стихотворения "Листья":
"Летите, летите!
Мы с вами летим"?

*один правильный ответ


метафора


аллитерация


эпитет


повтор
Похожие вопросы