ГАЛИНА
Высший разум
(2425935)
6 лет назад
Написано стихотворение в один день, 7 сентября 1830 года,
в Болдино. Оно стало первым, написанным в знаменитую
“Болдинскую осень”.
Тема: жизненный путь; социальная несправедливость.
Поэт иносказательно показывает тяжелое положение
русского народа, которого дворяне (“бесы”) водят по кругу,
не давая выбраться на свободу.
Проблема: поиск верного пути в жизни, стремление найти
выход из трудных ситуаций, не подчиниться обстоятельствам.
Идея "Бесов" - символический образ мира, сбившегося
с пути и состояние души, охваченной трагическими
страстями.
(Образ кружения, снежного вихря, бесконечного,
бесовского круговорота метели - эти мотивы помогают
воссоздать картину мира, сбившегося с пути).
В стихотворении воплощена своеобразная иерархия зла,
многоликость враждебных стихий, опутавших личность и
сбивающих с пути Россию.
Пушкин взял за основу мифический сюжет и даже назвал
стихотворение именем вымышленной нечисти.
Образ бесов, разумеется, аллегоричен, он символизирует
тех, в чьих руках сосредоточена власть над Россией.
А путник, блуждающий в метели, - русский народ, которому
мешают найти дорогу к благополучию, свободе и счастью.
Проблема: положение народа, беззаконие власть имущих,
поиск путей выхода народа из данной ситуации, его стремление
к свободе.
Композиция – симметрично кольцевая, создаваемая
повторяющимся четверостишием, которое делит
произведение на три части.
Первая часть – это описание ненастья, которое. по мнению
ямщика, вызвано бесом – он кружит путников, желая
свести их с дороги в поле.
Мистическая составляющая усиливается и во второй части,
где и сам путник как будто видит бесов, кружащих вокруг.
Третья часть разъясняет символический смысл произведения:
путник не желает иметь ничего общего с бесами, отстраняется
от них, точно так же, как и сам Пушкин отстранялся от власть
имущих, будучи по праву рождения одним из них.
Это главная мысль произведения, которая выражается через
переживания лирического героя.
Сравнение бесов и дворянства проявляется в последнем
восьмистишии особенно явно.
Жанр – лирическая баллада с философскими элементами.
Такой стихотворный размер, как четырехстопный хорей,
использован Пушкиным неслучайно – он достаточно
характерен для балладного звучания.
Перекрестная рифма в сочетании с восьмистишием делает
композиционное деление более явным.
Образ бесов вводится здесь целым комплексом
художественных средств, обрушивается, как настоящий
обвал.
Бесовской разгул, надрывающий душу, передается
с помощью звукоподражания (дин-дон) и
постоянно нагнетающейся тревожной атмосферы.
Тучи параллельны бесам, напрямую связаны с ними.
Мчащиеся тучи оказываются мчащимися бесами.
Невозможно понять, кто есть кто.
В результате резко ослабевает реальность и тех, и других:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне...
Стремительность и динамика передаётся обилием
глаголов: "играет, дует, плюет на меня, ..в овраг толкает"
Мистическое впечатление от опасного путешествия
усиливают повторения и звукоподражания (дин-дин).
Метафоры, описывающие буйство ненастья, помогают
явно вообразить состояние природы ("мутно небо",
"ночь мутна").
Сравнение: "Закружились бесы разны, будто листья в ноябре… "
Олицетворения: " Вьюга злится. Вьюга плачет… "
Разговорная лексика: понеслися, собралися,
Эпитеты – “снег летучий”, “мутная игра”, “чистое поле”, “
“неведомые равнины”, “одичалый конь”, “небывалая верста”.
Лексический повтор: Страшно, страшно поневоле средь
неведомых равнин!
…Мутно небо, ночь мутна, Еду, еду в чистом поле….
В чём заключается жанровое своеобразие пушкинских «Бесов»? Какие уже известные вам лирические произведения поэта напоминает стихотворение?
Какова композиция «Бесов»? В чём её особенности?
Какие образы являются центральными в произведении? Какими художественными средствами они создаются?
Можно ли образы вьюги и бесов назвать символическими? Раскройте все возможные значения этих образов.
Какой конфликт положен в основу пушкинских «Бесов»? Какими художественными средствами он воплощается? Как этот конфликт развивается по ходу движения лирического сюжета? Чем разрешается?