ГАЛИНА
Высший разум
(2365188)
5 лет назад
В основе композиции произведения лежит принцип антитезы.
В первой части дана картина парадного подъезда знатного
вельможи по торжественным дням
. Это часть представляет собой сатирическое описание.
Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь – в том их призванье!
Вторая часть рисует парадный подъезд в обычные дни.
Здесь уже тон лирического героя становится нейтральным,
ирония уступает место спокойным интонациям.
Просителями здесь выступают прожектеры, искатели мест,
преклонный старик, вдовица, приходят и уходят курьеры
с бумагами.
Выражение надежды и муки запечатлено на их лицах.
Вероятно, они проделали тяжелый, долгий путь,
надеясь найти правду в Петербурге.
Однако швейцар остается безучастным, ходоки кажутся ему
жалкими оборванцами.
Образ "владельца роскошных палат" в третьей части
противопоставлен образу страдальцев-крестьян.
Персонаж этот изображен в сатирико-одической манере.
Жизнь его представляет собой вечный праздник,
безмятежный сон, аркадскую идиллию.
Ценности его волокитство, обжорство, игра.
Судьба народа не волнует его:
Что тебе эта скорбь вопиющая?
Что тебе этот бедный народ?
В заключительной части Некрасов от образов измученных
дорогойрусских мужиков-просителей переходит к широкому,
обобщенному образу – образу стонущей Руси,
переполненной великой скорбью народной:
Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Используя прием гиперболы, лирический герой Некрасова
метафорически сравнивает скорбь народа с весенним
разливом Волги:
Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля…
Все звучание этой части определяет песенная интонация.
Здесь есть и повторы (стонет он… стонет он), и внутренние
рифмы, и многочисленные призывы лирического героя.
Музыкальность определяется и самим выбором тем-
"родная земля", Волга.
В стихотворении сочетается трехстопный и четырехстопный
анапест, рифмовка – перекрестная, кольцевая и парная.
Поэт использует различные средства художественной
выразительности:
эпитеты (убогие лица, под пленительным небом, солнце
пурпурное);
метафору и антитезу (Не страшат тебя громы небесные,
А земные ты держишь в руках);
анафору ("Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?");
риторические вопросы и обращения (Эй, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?);
синтаксический параллелизм (Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам…);
бессоюзие и ряды однородных членов
(Упоение лестью бесстыдною, волокитство, обжорство, игру…);
фразеологизмы (аркадская идиллия,
свету божьего солнца не рад);
афористическую фразу (Щелкоперов забавою ты народное
благо зовешь);
слова и выражения высокого стиля (пилигримы, скудная лепта,
похоронная тризна, отчизна, почил).
В фонетике стихотворения- наличие аллитерации
(Записав своё имя и званье,
Волга! Волга! Весной многоводной…)
и ассонанса (Стонет он по полям, по дорогам…).