ГАЛИНА
Высший разум
(2407424)
5 лет назад
Стихотворении 1862 г.
Природная зарисовка, неотделимая от впечатлений и
философских раздумий лирического героя.
Жанр-пейзажная лирика
Тема-зимнее оцепенение природы, родственное
чувствам скорбящей души. (холодный зимний пейзаж)
где соединяются внешние приметы наступающей зимы
и пассивное подавленное настроение, навеянное ими.
Ст-е начинается с восклицания "Какая грусть!" , и сразу же
передаётся взволнованное состояние лирического героя.
Но отчего же грусть?
Фет – поэт иррациональный, поэтому внезапно нахлынувшие
чувства невозможно логически объяснить.
Может, зимний пейзаж навеял лирическому герою эту грусть?
Или, наоборот, внутреннее состояние героя перенесено
на природу?
Каков бы ни был ответ, природа и лирический герой живут в
духовном единении, чувствуют в унисон:
Лениво дума засыпает
Над умирающим трудом.
Однако в сердце поэтически одаренного человека всегда
живет надежда на обновление и душевный подъем.
Как расцветет по весне природа, так вновь воскреснут
творческие силы и позитивные мысли.
Стихотворение, написанное в минуту грусти и уныния,
одновременно служит и лекарством от этой тоски,
ибо в нем слышна надежда на перемены.
Воображаемый пейзаж лишен конкретных деталей,
подчеркнуто символичен и приближен к категориям
идеального пространства. Оно способствует духовному
обновлению для людей творческих, "посвященных".
Здесь расцветает прекрасная весна, оживляя вдохновенные
думы героя-поэта и объединяются в жизнеутверждающие
интонации финала.
Художественные средства
На переднем плане "снежная пыль", заметающая садовую
аллею.
Метафора "в пыли" рисует образ завьюженной, запорошённой
мелким снегом пороши, исчезающей из поля зрения.
Череду тропов продолжает изысканная метафора,
уподобляющая поземку "серебряным змеям".
("Опять серебряные змеи через сугробы поползли".
Развёрнутое сравнение
И в природе, и в душе героя происходит одно и то же:
И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом,
Лениво дума засыпает
Над умирающим прудом.
Под стать погоде и внутреннее состояние наблюдателя:
в его душе царят оцепенение и апатия.
Лексемы "рассветает" и "холод" сближают тягостные
эмоции с внешней зарисовкой, а ЭПИТЕТ "умирающий"
наделяется дополнительным значением, обозначающим
отсутствие вдохновения.
Важную роль играют анафорические повторы
(Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи,
Опять душа помолодеет, Опять родной увидит край).
Они подчеркивают циклический характер жизни природы
и человека, привносят в сюжет плавность повествования.
Метафора (И на душе не рассветает, В ней тот же холод, что кругом),
подчёркивает единение природы и человека.
Неожиданной кажется метафора "над умирающим прудом".
Но не всё так мрачно и безнадёжно в эту зимнюю метель
в душе лирического героя. Нет, в его сердце "тлеет надежда".
Не будут же вечно бушевать метели, не будет же вечно
царствовать буря, наводя тоску и грусть.
Старая, ленивая, умирающая душа, погружённая в сонное
оцепенение," хоть невзначай", "помолодеет",где вновь
"посвящённым" откроются цветущие весна и красота.
Безнадёжно-мрачная, тоскливая тональность сменяется
к концу стихотворения радостным настроением, исполненным
веры и надежды.
Последняя строфа – это эмоциональное и смысловое
завершение стихотворения. Это последняя и высшая точка
лирического сюжета.
Отдельное слово в стихотворении само по себе не несет
смысловой нагрузки, оно воспринимается только в ближнем
контексте: грусть – конец аллеи – серебряные змеи;
тяжело – холод – лениво – умирающим; надежда – помолодеет-
весна – красота.
Первое ключевое слово в этом ряду–ГРУСТЬ, последнее-КРАСОТА.
Происходит движение смыслов.