
А что это за примета такая-*завязать узелок на память*? Откуда это пошло?

VG Высший разум (135884), закрыт 14 лет назад
Дополнен 14 лет назад
А почему именно НА ПАМЯТЬ..??
Лучший ответ
Виктория Гений (67733) 14 лет назад
В детстве многие девушки c подружками завязывали на платочках "узелки на память", чтобы не забыть что-нибудь важное. Став старше, надевали на запястье ниточку то ли "для любви", то ли чтобы понизить давление. Это и всё, что сохранили современные женщины от древних ритуалов, связанных с узлами. А между тем универсальность "узелковой магии" может поспорить с аспирином!



Традиция завязывать узелки на память пришла из глубокой древности, когда не существовало развитой системы счёта и долги одного человека другому обозначались количеством узлов на специальной «долговой веревке» . Прибегая к такой системе исчисления, древний человек совершал самый настоящий магический ритуал, позволяющий приумножать достаток . Вот потому-то и узелок на память, чтобы не забыть о долгах.

К узелковой магии относятся все мыслимые "хитросплетения" от создания венков до завязывания галстуков. Мы пользуемся этими приёмами каждый день, но не подозреваем, что превратили чудесное орудие в ежедневную рутину.

Магия узлов есть одной из древнейших и распространена во многих культурах.... Узлы могли быть просто украшением, указанием на ранг и титул их носящего, как офицерские аксельбанты.. .



Символично, что имя самого могущественного правителя за всю историю викингов Кнуда Великого (ок. 995-1035) переводится как узел.. .

В крепости у Гордиона (главный город Фригии) находилась боевая колесница царя Гордия, на которой ярмо и дышло были соединены ремнём, завязанным очень сложным узлом. Оракул предсказывал тому, кто сумеет его развязать, владычество над всей Азией. Зимой 334/333г. до н. э. Александр Македонский разрубил Гордиев узел ударом меча.

Древние египтяне и греки завязывали узлы на веревках для любовных заговоров и чар.


В религиозной практике считалось, что завязанные ленты могут смутить и отпугнуть злых духов - вот одна из причин, отчего священники носят воротники без галстуков, ибо пойманные в тесные узлы злые духи могут сорвать религиозную службу.

До 18 века в Европе считалось, что брак может расстроить всякий, кто во время обряда венчания завяжет на веревке узел, а затем выбросит верёвку.

Считалось, что узлы могут служить защитой не только от колдунов и от волков, но и от самой смерти.

Когда в 1572 г. в Сент-Эндрюз женщину, приговоренную к сожжению живьём за колдовство, подвели к месту казни, на ней обнаружили белую тряпку в форме воротника со множеством свисающих узловатых тесёмок. Эту тряпку пришлось отнимать у неё силой, так как женщина пребывала в уверенности, что если на ней будет тряпка, то она не сгорит на костре. Когда тряпку отобрали, колдунья воскликнула: «Теперь я пропала! »

В 1705 г. в Шотландии за кражу заколдованных узлов были приговорены к смерти двое мужчин; некая женщина изготовила их для того, чтобы расстроить супружеское счастье семьи Сполдинг из города Ашинтилли.

В 1718 г. парламент г. Бордо приговорил человека к сожжению живьём за то, что с помощью завязанных узлов он погубил будто бы целое семейство.

Финские колдуны продавали попутный ветер задержанным бурей морякам. Ветер содержался в трёх узлах: если развязать первый, дул умеренный ветер, если второй — сильный, если же третий — начинался ураган.



У прибалтийских народов способы лечения были записаны узелками, при помощи узелкового письма велась родословная древних и разветвлённых семейств.

Воспоминание об узелковой письменности, долговом счёте, которую несут узлы, осталось в выражении "завязать на память узелок" и в обычае перебирать чётки.

SOLIS SOLISГуру (3487) 13 лет назад
что сказать, хорошо и полезно
RiFВысший разум (196516) 13 лет назад
Рыбка Варя задала интересный вопрос, Виктория замечательно ответила. Аспирин не помешал этому чудесному сочетанию вопроса-ответа попасть в Золотой фонд.
Для Вас самые красивые розы что у меня есть в коллекции. Розы с родины роз
Виктория Гений (67733) Спасибо, Риф!
сердешнаяМастер (2058) 13 лет назад
ну МОЛОДЕЦ!!!!прям реферат подготовила!!!!
Юлия ШипиловаЗнаток (460) 13 лет назад
супер оч интересно!
Виктория Гений (67733) Спасибо, Юляшка! С наступающим праздником!
ЕвгенияМастер (2158) 13 лет назад
Очень интересный и обстоятельный ответ!Узнала много нового! СПАСИБО!!!
Виктория Гений (67733) Благодарю Вас, Евгения! Я очень рада, что ответ Вам понравился.
ГардеМастер (1023) 13 лет назад
Интересно, может измерение скорости судна в узлах както пересекается с Финскими шаманами?
Виктория Гений (67733) Александр! Какая интересная идея! Я даже как-то и не задумывалась над этим. По-моему, в этом что-то есть. Гениально! Буду искать информацию на эту тему. Спасибо за мысль!
МаннаннаЗнаток (273) 13 лет назад
усердия у вас не занимать,но в ответе нет ничего толкового и полезного для читателей
МаннаннаЗнаток (273) 13 лет назад
католики используют не узелки,а чётки,которые используются для счёта молитв и христианских праздников,символизируя церковный год,т.е.это своего рода календарик
кстати,
С католической Вас Пасхой! 11.04.2009 года 03:20
Виктория Гений (67733) Спасибо, Светлана!
оля сёмушкинаЗнаток (326) 13 лет назад
крута))
Наташа ЕгороваМудрец (19307) 13 лет назад
Виктория, хочу сказать вам, что у вас всегда интересные ответы!
Виктория Гений (67733) Благодарю Вас от всей души! Очень приятно.
александрМыслитель (7199) 13 лет назад
Автор постарался на славу. Осветил тему узлов и магических в том числе. Но он не ответил на просто поставленый вопрос: "Что это за примета такая- "завязать узелок на память"....Раньше, когда в большинстве случаев люди были безграмотные записать что-нибудь Что надо вспомнить и выполнить в дальнейшем. Прибегали к простому способу. На носовом(как правило)платке завязывался узелок для напоминания того, что должен помнить. Доставал платок чтобы обтереть лицо от пота или другой надобности и вспоминал - зачем он завязал этот узелок. Вот и все объяснение.
Женя ЕрыпаловаУченик (6) 8 лет назад
Познавательные энциклопедии
Остальные ответы
Вера Белкина - Мясоедова Знаток (289) 14 лет назад
мне учитель говорил, что от индйцев америки пришло, они вроде бы так писали узлами. Может записал (завязал) , посмотрел, вспомнил.
журналистский, В. СемёновВысший разум (221681) 13 лет назад
Толково!
Кипу называется даж мой препод не называет.У инков
Наталья Ксенофонтова Просветленный (29225) 14 лет назад
Одни из самых простых и самых древних талисманов - узелки. У некоторых народов есть поверье, что с их помощью можно вызывать ветер. Например, норвежские рыбаки, выходя в море, покупали у старух-ведуний пучки «хороших ветров» - связанные узелками веревки, над которыми были произнесены заклинания. В Финляндии верили, что колдуны могут заточить силу ветра в три узла. Если развязать первый узел, подует легкий ветерок, если развязать второй - на волю вырвется его сильный собрат, а третий узел удерживает шторм или ураган.

Очень уважают узелки в Германии и Австрии. В Тироле и Каринтии, например, применяют такое средство против бородавок: на суровой нитке навязывают столько узлов, сколько есть бородавок, нить повязывают поверх бородавок, а потом снимают и закапывают в землю. Когда нить истлеет, бородавки отвалятся.

Непревзойденные мастера вязать узелки - китайцы. На сложные конструкции из красных нитей или веревочек, связанных фигурными узелками, вешают ветряные колокольчики, фонарики, пагоды и другие амулеты. Считается, что красная нить с узлами увеличивает силу предмета, который на ней подвешен. Чтобы активизировать разные углы дома - угол богатства, здоровья или счастья, традиция фэн-шуй предписывает помещать в них магические предметы, которые тоже завязывают красной ниткой: кусочки горного хрусталя, монетки, изображения животных.

В древности узлы были так важны, что у некоторых народов заменяли письменность. «Узелковое письмо» знали американские индейцы, индусы, африканские бушмены и австралийские аборигены. В Прибалтике им пользовались еще сто лет назад - с помощью узелков на нитках записывали рецепты знахарей. Мы до сих пор иногда говорим «завязать узелок на память» , не вдумываясь в смысл этой фразы. А еще узелки могут играть роль четок: их перебирают, чтобы вспомнить последовательность молитв.

В древней Руси существовали специальные узлы - «наузы» . Наузы передавали волшебную силу, охраняли от несчастий, лечили больных. Над ними читали наговоры, в них завязывали лечебные и магические корешки и веточки, бумажки с заклинаниями, всякие чудодейственные предметы вроде сушеного крыла летучей мыши и змеиной кожи. Их носили на груди на шнурках и веревках, даже вешали на цепочки. Это от наузов произошли ладанки, поскольку в христианскую эпоху вместо змеиной кожи в них стали вкладывать кусочки церковного ладана. Ладанки служили талисманами счастья, оберегами от оружия и от сглаза.
MelloПрофи (826) 13 лет назад
я тоже думаю что от индейцев
ЮРА.Знаток (437) 13 лет назад
остяки и кеты----тоже тоже оставляи--узелковые знаки на пересечениях (дорог)-это место называется -крест----------сейчас это место называется квартальный столбик и несёт другое информацыоное значене
Bella SwanПрофи (631) 13 лет назад
я так думаю как ты
T RМыслитель (6860) 13 лет назад
Загнуть палец; завязать узелок; нарубить себе на нос; положить бумажку в табакерку (не забыть, припомнить).
Все эти прибаутки русского народа.
КосмеяПросветленный (25202) 11 лет назад
Один обычай, связанный с узлами, сохранился до наших дней - когда наступает пора рожать, бабушки-родственницы предупреждают роженицу - косы должны быть расплетены, пояса развязаны.
Опасная Кошка Ученик (221) 6 лет назад
узел место сохранения посланной энергии... если узел на память.. чтоб сохранить определенную энергию при расставании.
Андрей Карпович Мастер (1258) 6 лет назад
Пациент - доктору:
- Доктор, 3 дня в туалет по маленькому не могу сходить! Скоро лопну!
- Снимите штаны.
Пациент расстегнул брюки.
- Снимайте штаны! ..Так у Вас тут узел завязан!!!?
- Блииин, третий день сахар забываю купить.
Источник: анегдот
Фёдор Шкадов Мастер (1154) 4 года назад
Есть варианты: узелки могли завязывать для подсчета, завязанный узелок мог иметь также магическое значение