


Я давно задавалась вопросом - зачем понадобилось Михаилу Булгакову привнести в роман ,,Мастер и Маргарита,, адюльтер ?
он не мог не понимать, что по сути это грязно
почему нельзя было сделать Маргариту свободной - не девственницей-монахиней, конечно, не ,,синим чулком,, /старой девой, а очень даже жизненно и просто - разведённой бездетной работающей дамой (допустим - корректором в издательстве) или вдовой? пусть даже БОГАТОЙ вдовой - если уж автору надо было подчеркнуть её альтруизм и бескорыстие по отношению к Мастеру - но мужа-то зачем было приплетать ?
брак - любой - это прежде всего договор
и очень неприятно осознавать, что Маргарита пользуется всеми его благами (возможностью не работать, иметь домработницу и так далее) за счёт мужа, при этом обманывая его
Смысл продавать свою душу окончательно и бесповоротно,
даже не надеясь на то, что точно что-то узнает о любимом?
Это не просто адюльтер -- это история жизни писателя и его
Маргариты -- Елены Сергеевны.
За плечами у обоих было по два брака, но брак не тождественен
настоящей любви:
28 февраля 1929 года, на Масленицу, в московском доме
художников Моисеенко, Елена Сергеевна познакомилась
с уже известным тогда драматургом
Михаилом Афанасьевичем Булгаковым.
Вот как она описывала это знакомство:
«Это было в 29-м году в феврале, на масляную.
Какие-то знакомые устроили блины.
Ни я не хотела идти туда, ни Булгаков,
который почему-то решил, что в этот дом он не будет ходить.
Но получилось так, что эти люди сумели заинтересовать
составом приглашенных и его, и меня.
Ну, меня, конечно, его фамилия…
В общем, мы встретились и были рядом.
Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае,
с моей стороны, любовь на всю жизнь».
Эта любовь позволила перенести все беды, его болезнь,
слепоту, прикованность к постели, эта любовь правила
роман целых 10 лет, эта любовь дала силы после смерти
любимого продолжить всю работу над его архивами,
рукописями, письмами.
PS: ушли из семей без всякой грязи, всё было предельно честно.
Единственно, о чём просил Булгаков перед смертью Елену Сергеевну,
так это попросить прощения у Татьяны Лаппы, первой супруги,
которая спасла его от наркомании и не смогла стать матерью,
перед которой он был непростительно виноват.
Это настоящая королева Марго,
которую не в состоянии
сыграть ни одна актриса.

Как говорил герой киноклассики, "к людЯм надо помягше, а на вопросы смотреть ширше".
Во-первый, я бы далеко не ко всякому адюльтеру в художественной литературе относился как к "грязи". Зачем Пушкин в "Графе Нулине", в самом конце, сообщает нам, что Наталья Павловна совсем не является верной женой? Разве это выглядит грязно? По-моему, забавно. На адюльтере построена вся французская классика, это нужно воспринимать не как грязь, а как свойство описываемого общества и как способ построения сюжета.
А во-вторых, Маргарита у Булгакова вовсе не представлена как образец моральной чистоты. Автор, скорее, хочет показать, что может быть великая любовь, которая не считается ни с какими препонами, уж тем более, с такой мелочью, как общественная мораль - да еще мораль того общества, которое описывается в романе. Вы ставите ей в упрек измену нелюбимому мужу, а то, что она заключает союз с Сатаной, Вас меньше смущает?
Конечно, можно было бы написать роман о чистой влюбленной девушке, которая не поддается на всякие дьявольские уловки, и Высшие силы возвращают ей утраченного возлюбленного, несмотря на козни дьявола. Но это был бы совсем другой роман.
Может быть, кто-нибудь и напишет что-нибудь подобное. Если это тоже будет талантливо, прочитаем с удовольствием.
Ну это получится как в "Карнавальной ночи" когда двум клоунам под натиском аргументов Огурцова пришлось смириться и ограничится безупречно нравственным текстом - Товарищи! - В нашей среде,
к сожалению ещё имеет место проявление легкомысленного отношения.. -К семье и браку. - Со всей прямотой мы заявляем! - Это совершенно недопустимо, конечно ..,
Как я понимаю этот роман фантазийные представления самого автора по поводу своей собственной автобиографии, а стало быть он искал и понимания и оправдания у читающей публики .
Но не только это
.Маргарита у него в романе ни абы кто а ведьма! C такой перчинкой она симпатична Сатане .И потом, какова сила ее безумной любви, что при том что не лишена нравственных переживаний !
И кроме всего прочего я не вижу причин ни для себя ни кому либо другому считать и ее и Мастера идеалом .
Обое они для меня личности нейтрального отношения .Мастер так вообще получился как лох, бесцветен, нерешителен и робок
Наверное сила романа в чем то другом, чем желанием походить на этих двух персонажей, тем более которых сам Булгаков, понимая что они не заработали на рай тем не менее надеется что и не адские муки .
По мне так лучше всех об этом сказал Евгений Габрилович в своем маленьком эссе "Вещичка"
Вот здесь прочтите
https://russianbookchamber.blogspot.com/2015/05/Pismo-M-A-Bulgakova-Pravitelstvu-SSSR.html
Доказывал силу "верной и вечной любви"? Дескать, на земле она, явно дворянка, из "бывших", связала себя с краскомом, но Бог (или Воланд, не суть) назначил ей другого суженого, и она его встретила, "и все заверте..."
По-русски говоря, суженого конем не объедешь.
И еще, полагаю, для самооправдания -- Михаил Афанасьевич был довольно неверным мужем.
Нужно было показать, что Маргарита задыхается от лживой жизни. Она вынуждена была выйти замуж, вынуждена была жить с ним, вынуждена-вынуждена-вынуждена. И она находилась уже практически на грани сумасшествия от всей этой серости и мерзости. Потом приходит Волонд и становится ее спасением: он дарит ей полную свободу от всего. Отсюда и крем, и полет на метле и крики "свободна, свободна, свободна"