(1) Сейчас, где бы я нИ жил, у меня нет и в помине той жаркой радосТной тяги в город, которая была в юности. (2) Наоборот, я всё чаще и чаще чуВствую что мне не хватает дедушкиного дома. (3) Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет, старые умЕрли, а молодые переехали в город или поближе к нему. (4) А когда он был, всё не хватало времени бывать там чаще, я его всё остАвлял про запас. (5) И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублЕн. (6) Даже если я там бывал реДко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелее и увереННей в себе. (7) Я был почти неуязвим, потому что часть моей жизни, моё начало, шумело и жило в горах. (8) Когда человек ощущает своё начало и своё продолжение, он щедрей и правильней располАгает своей жизнью и его труднее ограбить, потому что не все свои богатства держИт при себе. (9) Мне не хватает дедушкиного дома, с его большим, зелёным двором, со старой яблоней (обнимая её ствол, лезла к вершине могучая, виноградная лоза), с зелёным шатром греЦкого ореха. (10) Сколько недозрелых яблок поСбивали мы с нашей старой яблонИ, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зелёной кОжурой, с ещё нежной скОрлупой, с ещё не загустевшИм ядрышком внутри! (11) Мне не хватает прОсторной кухни в дедушкином доме, с её землЯным полом, с большим жарким очагом, с длинной тяжЕлой скамьёй, стоящей у очага. (12) На ней мы сидели по вечерам и слушали беСконечные охотничЬи рассказы или рассказы о разрытых кладах, в старых крЕпостях. (13) Мне не хватает вечерней переклички женщин, с холма на холм, или с кОтловины в гору, или с горы в ложбину. (14) Как одинок, как чист женский голос, в холодеющем, вечернем воздухе! (15) Я всё чаще и чаще чуВствую, что мне не хватает дедушкиного дома. (По Ф. Искандеру) Часть 2. Ответьте на вопросы, выбрав один верный ответ из четырех предложенных вариантов, или напишите правильный ответ.
1. В каком предложении раскрывается основная мысль текста? 1) 1; 2) 5; 3) 7; 4) 8 2)
2. Определите стиль и тип речи текста. 1) научный, повествование и рассуждение; 2) художественный стиль, рассуждение и описание; 3) разговорный стиль, повествование; 4) публицистический стиль, описание
3. Какое слово в тексте употреблено в переносном значении? 1) земляным (предложение 11); 2) охотничьи (предложение 12); 3) богатства (предложение 8) 4) вечерней (предложение 13)
4. Из предложений 5–8 выпишите слово, которое образовано приставочно-суффиксальным способом.
5. Сколько словосочетаний со связью СОГЛАСОВАНИЕ в предложении 12? 1) 2; 2) 3; 3) 4; 4) 5
6. Сколько грамматических основ в предложении 1? 1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 14
7. Среди предложений 11-15 найдите ССП с придаточным изъяснительным.
8. Среди предложений 11-13 найдите предложение с обособленным определением
9. Укажите предложение, в котором есть притяжательное местоимение. 1) 4; 2) 5; 3) 12; 4) 15
10. Среди предложений 11–15 найдите предложение, которое соединяется с предыдущим при помощи местоимения.
1. 4 2. 2 3. 3 4. хз 5. хз 6. 1 7. хз 8. с её землЯным полом 9. хз 10. На ней мы сидели по вечерам и слушали беСконечные охотничЬи рассказы или рассказы о разрытых кладах, в старых крЕпостях.
(3) Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет, старые умЕрли, а молодые переехали в город или поближе к нему. (4) А когда он был, всё не хватало времени бывать там чаще, я его всё остАвлял про запас. (5) И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублЕн.
(6) Даже если я там бывал реДко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелее и увереННей в себе. (7) Я был почти неуязвим, потому что часть моей жизни, моё начало, шумело и жило в горах. (8) Когда человек ощущает своё начало и своё продолжение, он щедрей и правильней располАгает своей жизнью и его труднее ограбить, потому что не все свои богатства держИт при себе.
(9) Мне не хватает дедушкиного дома, с его большим, зелёным двором, со старой яблоней (обнимая её ствол, лезла к вершине могучая, виноградная лоза), с зелёным шатром греЦкого ореха.
(10) Сколько недозрелых яблок поСбивали мы с нашей старой яблонИ, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зелёной кОжурой, с ещё нежной скОрлупой, с ещё не загустевшИм ядрышком внутри!
(11) Мне не хватает прОсторной кухни в дедушкином доме, с её землЯным полом, с большим жарким очагом, с длинной тяжЕлой скамьёй, стоящей у очага. (12) На ней мы сидели по вечерам и слушали беСконечные охотничЬи рассказы или рассказы о разрытых кладах, в старых крЕпостях.
(13) Мне не хватает вечерней переклички женщин, с холма на холм, или с кОтловины в гору, или с горы в ложбину.
(14) Как одинок, как чист женский голос, в холодеющем, вечернем воздухе!
(15) Я всё чаще и чаще чуВствую, что мне не хватает дедушкиного дома. (По Ф. Искандеру)
Часть 2. Ответьте на вопросы, выбрав один верный ответ из четырех предложенных вариантов, или напишите правильный ответ.
1. В каком предложении раскрывается основная мысль текста?
1) 1; 2) 5; 3) 7; 4) 8
2)
2. Определите стиль и тип речи текста.
1) научный, повествование и рассуждение;
2) художественный стиль, рассуждение и описание;
3) разговорный стиль, повествование;
4) публицистический стиль, описание
3. Какое слово в тексте употреблено в переносном значении?
1) земляным (предложение 11);
2) охотничьи (предложение 12);
3) богатства (предложение 8)
4) вечерней (предложение 13)
4. Из предложений 5–8 выпишите слово, которое образовано приставочно-суффиксальным способом.
5. Сколько словосочетаний со связью СОГЛАСОВАНИЕ в предложении 12?
1) 2; 2) 3; 3) 4; 4) 5
6. Сколько грамматических основ в предложении 1?
1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 14
7. Среди предложений 11-15 найдите ССП с придаточным изъяснительным.
8. Среди предложений 11-13 найдите предложение с обособленным определением
9. Укажите предложение, в котором есть притяжательное местоимение.
1) 4; 2) 5; 3) 12; 4) 15
10. Среди предложений 11–15 найдите предложение, которое соединяется с предыдущим при помощи местоимения.