Top.Mail.Ru
Ответы
Аватар пользователя
6 лет назад
от
Изменено

Какие мысли и чувства вызывает произведение Пастернака "Никого не будет дома"

Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Не задернутых гардин.
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.
И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.
И опять кольнут доныне
Не отпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.
Но нежданно по портьере
Пробежит сомненья дрожь, -
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдешь.
Ты появишься из двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.

Только авторизированные пользователи могут оставлять свои ответы
Дата
Популярность
Аватар пользователя
Новичок
6лет

Лирический герой описывает зимний вечер.
Читатель погружается в атмосферу тишины и покоя
зимнего дня.

Стихотворение целиком метафорично.
Метафора у Пастернака совершенно необычна.
Описываемые поэтом природа и окружающие вещи
словно испытывают те же чувства, что и лирический герой.
Ощущения человека передаются не путем прямого
описания его чувств. Автор сопоставляет их с
природой с помощью метафор.
Предметы и явления у Пастернака переплетаются между
собой, временами даже срастаясь.
Несмотря на то, что повествование в стихотворении
ведётся от первого лица, лирический герой как таковой
отсутствует.
Его образ не выделен, не ясен.
Он воспринимается не как отдельная личность,
а как тот, чьими глазами мы видим эту чудесную картину
зимнего дня.
Повторение сонорных "м, р, л", согласных "б, х" и гласных
"е, о" создает ощущение монотонности.
Кажется, будто слышится неспешный шорох падения
больших хлопьев снега.
Цветопись стиха также красноречива, основной цвет здесь,
конечно же, "белый".
Белый цвет-символ чистоты, божественного начала.
Когда она появляется, за окном идет снег, с ее
приходом мир становится намного чище.

Но нежданно по портьере
Пробежит вторженья дрожь.
Тишину шагами меря,
Ты, как будущность, войдешь.
Появляется лирическая героиня, та, которую и ждал
герой стихотворения,
предвкушением которой и дышала вся зимняя идиллия.
Она входит, "как будущность", олицетворяя собой всё
светлое, прекрасное и естественное:
Ты появишься у двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
Каким трепетом, нежным чувством проникнуты эти строки!
Перед глазами невольно возникает неземной и воздушный
образ девушки, подобной легким хлопьям снега за окном…
И долго еще после прочтения стихотворения в
памяти остается эта картина ожидания чуда.

Аватар пользователя
Мастер
6лет

Прекрасные стихи.... Первая ассоциация Новый Год, из известного фильма, ну а вторая - трепетная и вечная любовь.

Аватар пользователя
Мудрец
6лет

Здравствуйте.

СНАЧАЛА – МЫСЛИ

Я иногда спрашиваю себя:

Мог ли кто-либо из наших поэтов прославиться, войти в школьные учебники, стать кумиром своих современников только одним единственным стихотворением?

И сам себе отвечаю: Да, такие поэты встречались в нашей истории. Хрестоматийный пример здесь – Михаил Юрьевич ("Убит поэт …"). Или Константин Михайлович ("Жди меня …").

При желании можно такое стихотворение найти и у Александра Сергеевича, и у Сергея Александровича, и даже у Булата Шалвовича. А уж у Владимира Семеновича их вообще навалом.

И вот, наконец, Борис Леонидович.

Честно сказать, мне на память сразу вот не приходит ни одного его стихотворения, удовлетворяющего ранее сделанному посылу. Ну, как бы не дотягивают все они до этой высокой планки.

И уж тем более стихотворение "Никого не будет в доме …".

Дело в том, что само это стихотворение и песня на его слова, прозвучавшая в кинофильме "Ирония судьбы …" и запавшая всем нам в душу, – это все же две больших разницы.

Ведь в авторах этой песни надо числить не только самого Бориса Леонидовича, но также и Микаэла Леоновича, и Андрея Васильевича, и Сергея Яковлевича, и, разумеется, Эльдара Александровича.

Последний, собственно говоря, и сделал из незатейливого стишка, скорее всего, вполне рядового, да даже и "проходного" в творчестве поэта, едва ли не настоящий шедевр.

Ведь посмотрите, что он сделал с исходным текстом:

Во-первых, он разбил этот текст на отдельные куплеты, при этом четко их акцентировав двойным рефреном последних строк каждого четверостишия.

Мало того, в одном из куплетов он предпоследнюю в нем строку ("Тишину шагами меря …") повторил уже даже не дважды, а трижды. Это, знаете ли, уже не просто правка.

Во-вторых, из первоначального текста стихотворения был нафиг удален четвертый куплет, в котором что-то совсем невразумительное говорилось об "оконной крестовине" и "дровяном голоде".

В-третьих, есть здесь и чисто стилистические правки. Так, например, словосочетание "сомненья дрожь" заменено им на более понятную метафору – "вторженья дрожь".

Ибо оконные гардины действительно могут задрожать от вторжения кого-либо в комнату, но вряд ли до дрожи засомневаются в чем-то. Чувствуется все же здесь поэтическая небрежность.

И еще одна как бы сущая мелочь, но весьма характерная для Эльдара Александровича. Когда он строку "Ты появишься из двери" в исходном тексте меняет на "Ты появишься у двери".

Чувствуете, как обыденность эпизода тут сразу меняется на его волшебность. Ведь появиться не "из", а именно "у" двери можно как бы и ниоткуда, как бы из ничего, как бы из собственного воображения.

Ну, и, в-четвертых, явно бросающуюся в глаза незавершенность стихотворения, Эльдар Александрович исправляет повторением в самом конце песни ее первого куплета.

После чего полудрагоценный, поделочный камешек и превращается как бы в настоящий бриллиант.

ТЕПЕРЬ – ЧУВСТВА

Данная песня звучит в самом начале фильма.

Когда, исполняя ее, Женя Лукашин одновременно как бы прощается с одною своей подружкой (Галей) в преддверии будущей встречи с другою подружкой (Надей).

И это – завуалированная нам подсказка.

Поскольку стихотворение было написано поэтом как раз в пору, когда он расходился с одной женщиной (Евгенией Владимировной) и сходился с другою (Зинаидой Николаевной).

То есть, в данной песне и расставание с одной женщиной, и будущая встреча с другой женщиной – это типа коктейля в одном бокале, или кубика льда в горячем кофе.

Или двух женщин – в жизни каждого человека.

Ведь не случайно же Смерть – это всегда почему-то женщина. Но ведь и Жизнь – это тоже всегда женщина.

А потому и покинуть сей мир лучше всего под песню: "Никого не будет в доме …". Даже, если вокруг тебя и будет полным полно народа.

Как у постели умиравшего Пушкина ….

За ваше здоровье ….

Удаленный ответ Ответ удалён