Какие мысли и чувства вызывает произведение Пастернака "Никого не будет дома"
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Не задернутых гардин.
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.
И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.
И опять кольнут доныне
Не отпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.
Но нежданно по портьере
Пробежит сомненья дрожь, -
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдешь.
Ты появишься из двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
Лирический герой описывает зимний вечер.
Читатель погружается в атмосферу тишины и покоя
зимнего дня.
Стихотворение целиком метафорично.
Метафора у Пастернака совершенно необычна.
Описываемые поэтом природа и окружающие вещи
словно испытывают те же чувства, что и лирический герой.
Ощущения человека передаются не путем прямого
описания его чувств. Автор сопоставляет их с
природой с помощью метафор.
Предметы и явления у Пастернака переплетаются между
собой, временами даже срастаясь.
Несмотря на то, что повествование в стихотворении
ведётся от первого лица, лирический герой как таковой
отсутствует.
Его образ не выделен, не ясен.
Он воспринимается не как отдельная личность,
а как тот, чьими глазами мы видим эту чудесную картину
зимнего дня.
Повторение сонорных "м, р, л", согласных "б, х" и гласных
"е, о" создает ощущение монотонности.
Кажется, будто слышится неспешный шорох падения
больших хлопьев снега.
Цветопись стиха также красноречива, основной цвет здесь,
конечно же, "белый".
Белый цвет-символ чистоты, божественного начала.
Когда она появляется, за окном идет снег, с ее
приходом мир становится намного чище.
Но нежданно по портьере
Пробежит вторженья дрожь.
Тишину шагами меря,
Ты, как будущность, войдешь.
Появляется лирическая героиня, та, которую и ждал
герой стихотворения,
предвкушением которой и дышала вся зимняя идиллия.
Она входит, "как будущность", олицетворяя собой всё
светлое, прекрасное и естественное:
Ты появишься у двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
Каким трепетом, нежным чувством проникнуты эти строки!
Перед глазами невольно возникает неземной и воздушный
образ девушки, подобной легким хлопьям снега за окном…
И долго еще после прочтения стихотворения в
памяти остается эта картина ожидания чуда.
Прекрасные стихи.... Первая ассоциация Новый Год, из известного фильма, ну а вторая - трепетная и вечная любовь.
Здравствуйте.
СНАЧАЛА – МЫСЛИ
Я иногда спрашиваю себя:
Мог ли кто-либо из наших поэтов прославиться, войти в школьные учебники, стать кумиром своих современников только одним единственным стихотворением?
И сам себе отвечаю: Да, такие поэты встречались в нашей истории. Хрестоматийный пример здесь – Михаил Юрьевич ("Убит поэт …"). Или Константин Михайлович ("Жди меня …").
При желании можно такое стихотворение найти и у Александра Сергеевича, и у Сергея Александровича, и даже у Булата Шалвовича. А уж у Владимира Семеновича их вообще навалом.
И вот, наконец, Борис Леонидович.
Честно сказать, мне на память сразу вот не приходит ни одного его стихотворения, удовлетворяющего ранее сделанному посылу. Ну, как бы не дотягивают все они до этой высокой планки.
И уж тем более стихотворение "Никого не будет в доме …".
Дело в том, что само это стихотворение и песня на его слова, прозвучавшая в кинофильме "Ирония судьбы …" и запавшая всем нам в душу, – это все же две больших разницы.
Ведь в авторах этой песни надо числить не только самого Бориса Леонидовича, но также и Микаэла Леоновича, и Андрея Васильевича, и Сергея Яковлевича, и, разумеется, Эльдара Александровича.
Последний, собственно говоря, и сделал из незатейливого стишка, скорее всего, вполне рядового, да даже и "проходного" в творчестве поэта, едва ли не настоящий шедевр.
Ведь посмотрите, что он сделал с исходным текстом:
Во-первых, он разбил этот текст на отдельные куплеты, при этом четко их акцентировав двойным рефреном последних строк каждого четверостишия.
Мало того, в одном из куплетов он предпоследнюю в нем строку ("Тишину шагами меря …") повторил уже даже не дважды, а трижды. Это, знаете ли, уже не просто правка.
Во-вторых, из первоначального текста стихотворения был нафиг удален четвертый куплет, в котором что-то совсем невразумительное говорилось об "оконной крестовине" и "дровяном голоде".
В-третьих, есть здесь и чисто стилистические правки. Так, например, словосочетание "сомненья дрожь" заменено им на более понятную метафору – "вторженья дрожь".
Ибо оконные гардины действительно могут задрожать от вторжения кого-либо в комнату, но вряд ли до дрожи засомневаются в чем-то. Чувствуется все же здесь поэтическая небрежность.
И еще одна как бы сущая мелочь, но весьма характерная для Эльдара Александровича. Когда он строку "Ты появишься из двери" в исходном тексте меняет на "Ты появишься у двери".
Чувствуете, как обыденность эпизода тут сразу меняется на его волшебность. Ведь появиться не "из", а именно "у" двери можно как бы и ниоткуда, как бы из ничего, как бы из собственного воображения.
Ну, и, в-четвертых, явно бросающуюся в глаза незавершенность стихотворения, Эльдар Александрович исправляет повторением в самом конце песни ее первого куплета.
После чего полудрагоценный, поделочный камешек и превращается как бы в настоящий бриллиант.
ТЕПЕРЬ – ЧУВСТВА
Данная песня звучит в самом начале фильма.
Когда, исполняя ее, Женя Лукашин одновременно как бы прощается с одною своей подружкой (Галей) в преддверии будущей встречи с другою подружкой (Надей).
И это – завуалированная нам подсказка.
Поскольку стихотворение было написано поэтом как раз в пору, когда он расходился с одной женщиной (Евгенией Владимировной) и сходился с другою (Зинаидой Николаевной).
То есть, в данной песне и расставание с одной женщиной, и будущая встреча с другой женщиной – это типа коктейля в одном бокале, или кубика льда в горячем кофе.
Или двух женщин – в жизни каждого человека.
Ведь не случайно же Смерть – это всегда почему-то женщина. Но ведь и Жизнь – это тоже всегда женщина.
А потому и покинуть сей мир лучше всего под песню: "Никого не будет в доме …". Даже, если вокруг тебя и будет полным полно народа.
Как у постели умиравшего Пушкина ….
За ваше здоровье ….