


Возможно ли у нас откладывать нефтяные деньги на будущее? Вы согласны с автором статьи?
https://news.mail.ru/economics/32487550/
Министр финансов РФ Антон Силуанов призвал «превратить Россию во вторую Норвегию» и пояснил: пора откладывать нефтяные доходы, формируя из них резервные фонды, а не тратить их на текущие нужды.
Причиной восхищения министра Норвегией стали сообщения о том, что стабилизационный фонд этого североевропейского королевства достиг 1 трлн долл. Можно ли нам догнать Норвегию, как это сделать и будет ли эта гонка благом для России? На эти и другие вопросы ответили эксперты «АиФ».
Кубышки и дно
Сходство России и Норвегии начинается и заканчивается наличием нефти в недрах обеих стран. По отзывам экспертов, своим обращением с нефтяными доходами Норвегия отличается не только от России, но и от других нефтяных держав. «В отличие от Саудовской Аравии Норвегия не проедает эти деньги и сумела накопить в своём фонде будущих поколений 1 трлн долл., — объясняет гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Это 55−60 трлн руб. Бюджет России — 15 трлн руб. Если бы у нас было столько денег, сколько у Норвегии, то граждане России могли бы 3 года не платить налоги.
Константин Симонов
Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности
В России тоже есть своя «нефтяная кубышка» в 66,26 млрд долл. — Стабилизационный фонд, разделённый в 2008 г. на Фонд национального благосостояния и Резервный фонд (последний официально прекратил своё существование 1 февраля 2018 г.). И наш, и норвежский фонды создавались на случай падения доходов бюджета. Но Норвегия с самого начала заявила, что это накопления для будущих поколений, которым предстоит жить тогда, когда запасы углеводородов иссякнут. Другое название фонда — Государственный пенсионный фонд Норвегии.
У нас такую задачу имеет только Фонд нацблагосостояния.
«Накопления наших суверенных фондов, уже исчерпанного Резервного и ФНБ, — это не накопления, — считает экономист Алексей Михайлов. — Накопления — это когда собранные средства во что-то инвестируются».
У нас же всё просто собирают в Центральный банк. На этом всё и кончается. ЦБ хотя бы вкладывает средства в золотовалютные резервы, а Минфин просто кладёт деньги в Банк России, конвертируя их только в доллары, и всё. Это уничтожение нашего ВВП.
Алексей Михайлов
Экономист
Норвегия свои нефтяные деньги пускает на строительство новых университетов, вкладывает их в развитие туристической инфраструктуры, медицину, в производство оборудования для добычи нефти, а также во многие другие высокотехнологичные отрасли, в том числе в производство вооружения (главным образом морских и береговых ракетных комплексов и даже стрелкового оружия).
Вроде бы в России средства ФНБ также вкладывались в «мегапроекты». Однако в Норвегии из «кубышки» можно брать не более 3%, и то из тех денег, которые возвращаются в фонд как прибыль от его инвестиций.
В России средства фондов шли на латание бюджетных дыр и финансирование важных для правительства проектов.
«Наш ФНБ планово должен закончиться в 2020 г., — предсказывает старший эксперт Института экономической политики им. Е. Гайдара Сергей Жаворонков. — При этом ФНБ РФ — главным образом омерщвлённые вложения в облигации, в том числе госдолга США».
Неликвидные активы в ФНБ составляют 35%, а вот целевые траты на пенсии, ради которых создавался ФНБ, минимальные.
Автор упустил важный момент, в чём принципиально отличаются Россия и Норвегия, как нефтяные страны. Россия - входит в ОПЕК и очень зависит от мировых цен нефть. Норвегия - не входит в ОПЕК и установливает собственные цены на свою нефть.
Перевожу на русский - потомкам викингам по барабану на падения мировых цен, а поэтому им гораздо легче планировать свою нефтянной бюджет "в пользу будущих поколений". Вот и весь ответ на вопрос, почему мы - не Норвегия.
Это не просто возможно, это уже было. Резервный фонд Алексея Кудрина, за который он бился до последнего. Но все равно, когда у начальства будут планы на эти деньги, фонд прекратит существование. Потому Кудрин и ушел.
Норвегия - это где-то размером с Московскую область? Масштабы немного отличаются.
На бензин много тратится, давно пора убирать бензин из жизни людей. Один вред
Аффтар то ли не владеет вопросом, то ли просто врет... Норвежский национальный пенсионный фонд состоит из двух неравных частей, которые в прошлом были разными конторами и до сих пор управляются независимо друг от друга. Та часть, которая сильно побольше (Глобальный фонд, в прошлом -- Нефтяной фонд, активы -- примерно семь триллионов крон) инвестирует исколючительно за пределами Норвегии (в частности, на сегодня ему принадлежит примерно 1.3% мирового рынка акций). Та часть, которая сильно поменьше (Норвежский фонд, активы -- около 250 миллиардов крон) инвестирует в Норвегии, Швеции и Дании.