Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Почему существует тоника?

Александр Просветленный (43274), закрыт 4 года назад
Я имею в виду, не только как ладовое явление (в ладу-то как раз её роль понятна), а как явление психоаккустическое.

Какого фига даже не подготовленные люди вообще слышат изменение тонального центра?

Ведь чисто умозрительно, с точки зрения слияния гармоник звуков и с точки зрения физической акустики, мы могли бы идти по любой цепи консонансов и модулировать безо всякой подготовки...

Однако нет! Обязательно в нашем восприятии закрепляется тональный центр, даже если мы играем одноголосную мелодию. Достаточно один раз обозначить строение лада - и всё, мы слышим тяготения в сравнении с _одним_ тональным центром и приходится создавать условия для модуляции.

Какого фига тоника существует, почему люди её ощущают как некую данность?
Лучший ответ
Agata Мудрец (19983) 5 лет назад
Музыкальное понятие Гармония.
На самом деле, это только в привычном нам варианте музыки мы слышим тонику. И то, потому что она нас окружает. Послушайте, японскую, азиатскую, да даже древнюю славянскую - там микрохроматика, неподготовленный и даже музыкант не особо поймает сразу. Да и пентатоника для европейского уха непривычна.
АлександрПросветленный (43274) 5 лет назад
Но ведь микрохроматика - это изначально диссонирующая музыка. Это НЕ потому, что она нам не привычна, а потому, что ступени в микрохроматическом ладу неизбежно не строят.

Ну в самом деле же... Если у двух звуков совпадают, например, только 19 и 18 гармоники соответственно (а это существенно меньше, чем полутон р. т. с.) - такое однократное слияние их вообще не роднит. Все остальные не сливающиеся гармоники в лучшем случае заставят звуки испытывать тяготение к друг другу.

К диссонансам можно привыкнуть, можно с ними свыкнуться, но это не отменяет диссонанса как такового.

Я был бы вам признателен за ссылки на примеры музыки, где тоники нет.

Лютую микрохроматику просьба не присылать, также как откровенный экспрессионизм)
Agata Мудрец (19983) Это нужно копаться, лезть в древнее, в Японию, мне неохота, сорри) Да, к тому же, что, если не авангард атонален?)) А Вы его просили не предлагать)))) Ну вот немного примеров http://wikiredia.ru/wiki/Атональная_музыка Хотя, для меня импрессионисты - это удовольствие, я воспитана на классике - устала) Тот же Дебюсси или Свенсен имеют тонику, как не крути, хотя она не всем неподготовленным слышна.
АлександрПросветленный (43274) 5 лет назад
Я всё-таки немного о другом.

Внезапное сопоставление тональностей, так же, как и появление в ладу звуков из другой тональности, объективно вызывает у слушателей осознание диссонанса новых звуков по отношению к тональному центру.

Даже в том случае, если сами по себе новые звуки вполне консонантны по отношениюю к предшествующим им звукам и вместе с ними диссонанса не вызывают.

Откуда берётся осознание тоники и почему она закрепляется в памяти?
Agata Мудрец (19983) Я понимаю. Но ведь Вы, вероятно, имеете в виду того слушателя. который слышит музыку постоянно? Мы же не говорим о пещерных людях или инопланетянах? Они точно не поймут не услышат. Музыка прошла разные стадии и была примитивной, но она развилась вместе с человечеством, у нас закрепилось понимание гармонии, в каждой стране свое. Индейцы, я слышала, вообще не имеют слуха. Конечно, если запустить в космос музыку и гипотетически ее услышат, то поймут, что это повторение ритмов и гармоний, постепенно начнут, как и мы, узнавать и определять тонику. Тяга, предрасположенность к гармонии, к красоте - можно это так назвать? Красота ведь - это понятие естественное, природное, а природа вычленяет все лишнее и оставляет только самое простое. Если хотите, я могуна эту тему профи допросить - я имею в
Остальные ответы
Дмитрий Низяев Искусственный Интеллект (804810) 5 лет назад
Если тебе понятна роль тоники в ладу, то в чем вопрос? Тоника ТОЛЬКО в ладу и имеет смысл. Она ощущается как "центр", только если имеется "окружение", т. е. лад.
Кстати, свойством "тоничности" (устойчивости) в ладу обладает не только сама тоника, но (в меньшей степени) и остальные главные ступени (если речь идет о диатоническом ладе). Иногда можно услышать мелодии, в которых некоторое время теряешься, что считать тоникой - один звук, или другой, квартой выше или ниже него. А иногда мелодии умышленно сочиняются именно с такой целью :-)
Дмитрий НизяевИскусственный Интеллект (804810) 5 лет назад
Почему люди ощущают смысловое преобладание тоники среди остальных звуков лада? Думаю, в основном потому, что на этот звук умышленно делается упор. К этому звуку чаще других приходит музыкальная мысль в конце фразы, или он более настойчиво повторяется в мелодии, например. Вот и "навязывается" в качестве основы, которую уже ждешь с нетерпением. Во времена Ренессанса, когда понятие "гармонии" еще отсутствовало, и даже "тональность" была очень абстрактной и нестабильной вещью, не было и понятия "тоники". Был звукоряд, который на протяжении сочинения либо едва-едва модифицировался, либо оставался совершенно стабильным всю дорогу. Но на роль "опорного звука" в этом звукоряде могла выдвигаться ЛЮБАЯ ступень по желанию автора. При этом, естественно, получались разные лады, и этим авторы часто поль
Дмитрий НизяевИскусственный Интеллект (804810) 5 лет назад
зовались умышленно. Но с таким же успехом автор мог не отдавать предпочтения ни одной ступени звукоряда, и тогда слушателю приходилось вообще обходиться БЕЗ устоя, а наслаждаться лишь консонансами в созвучиях, интонационными имитациями и контрапунктами - словом, ДРУГИЕ прелести находить для себя. Это только мы, уже знакомые с понятием "тоники", слушая произведения Ренессанса, уже инстинктивно ищем в них устои, и стараемся мысленно вогнать картину в какую-то там себе "тональность" - поэтому наверняка получаем совсем не то впечатление, на которое рассчитывал автор. Интересная вообще тема, на нее наверняка немало исследований написано.
здесь речь о модальности?
Black Mass Nazi Sex Wizard Мыслитель (5853) 4 года назад
а это деятели от музыки ввели такое понятие
хотя шняга всё это
относись к этому проще
и отвечу песней: https://myzcloud.me/song/50420571/pnevmoslon-ebashu-kak-v-poslednii-raz
Авэ Рат Тринадцатый Просветленный (34387) 4 года назад
потому, что существует дистоника...
Хозяйка тихого омута! Искусственный Интеллект (6403681) 4 года назад
АлександрПросветленный (43274) 4 года назад
Это всё равно, что сказать, что "небо синее". Но у его синевы есть объяснение.

Так же тоника. Должно быть объяснение, почему она закрепляется в нашем восприятии музыки.
Софья Чернова Ученик (144) 4 года назад
Ну это как интервал. Ну это же интервал! То есть все начинается с одного. они не могли начать с секунды. вот и придумали тонику. пример до, до - тоника
GUCCI FLIP PLOPS Мудрец (13743) 4 года назад
То́ника (от нем. Tonika, восходит к др. -греч. τόνος — звук, тон) в теории музыки — первая (нижняя) ступень классико-романтического тонального лада (мажора и минора), его главный устой.
Краткая характеристика
«Тоникой» также называют (для сокращения) тоническое трезвучие такого лада, мажорное (например, d/fis/a) или минорное (например, d/f/a). По названию тонической высоты (например, d, по-русски ре) определяют название тональности (высотного положения тонального лада), например, D-dur (по-русски ре мажор) и d-moll (по-русски ре минор).
Исторический очерк
Первое упоминание термина «тоника» в современном смысле, вероятно, принадлежит Сен-Ламберу [1], которой в своём «Новом трактате об аккомпанементе на клавесине, органе и прочих инструментах» (Париж, 1707) писал: «Этот финалис — всегда основной тон песни и, так сказать, тоника» [2].
АлександрПросветленный (43274) 4 года назад
Вы не читали вопрос. Мне не нужно словарное определение.

Мне нужно понять, почему, однажды выстроив отношения звуков с тоникой (центром лада, от которого откладываются все интервалы), мы вынуждены испытывать её акустическое притяжение.

Не понятно, что мешает потом задать как тонику другой произвольный звук в музыкальном построении.

Пример: оборот C - F прекрасно звучит в до-мажоре, но в соль мажоре появление аккорда F после C вызывает дискомфорт и чувство диссонанса.

И наоборот. Появление после аккорда C аккорда D нормально звучит в соль мажоре, но если мы в тональности до мажор бахнем D после C - это "режет по ушам".

Причина не в том, что эти аккорды не могут употребляться вместе, а в том, что мы слышим их в контексте закреплённого где-то в памяти (?) отношения с тоникой лада.
Похожие вопросы