Agata
Мудрец
(19983)
5 лет назад
Музыкальное понятие Гармония.
На самом деле, это только в привычном нам варианте музыки мы слышим тонику. И то, потому что она нас окружает. Послушайте, японскую, азиатскую, да даже древнюю славянскую - там микрохроматика, неподготовленный и даже музыкант не особо поймает сразу. Да и пентатоника для европейского уха непривычна.
АлександрПросветленный (43274)
5 лет назад
Но ведь микрохроматика - это изначально диссонирующая музыка. Это НЕ потому, что она нам не привычна, а потому, что ступени в микрохроматическом ладу неизбежно не строят.
Ну в самом деле же... Если у двух звуков совпадают, например, только 19 и 18 гармоники соответственно (а это существенно меньше, чем полутон р. т. с.) - такое однократное слияние их вообще не роднит. Все остальные не сливающиеся гармоники в лучшем случае заставят звуки испытывать тяготение к друг другу.
К диссонансам можно привыкнуть, можно с ними свыкнуться, но это не отменяет диссонанса как такового.
Я был бы вам признателен за ссылки на примеры музыки, где тоники нет.
Лютую микрохроматику просьба не присылать, также как откровенный экспрессионизм)
АлександрПросветленный (43274)
5 лет назад
Я всё-таки немного о другом.
Внезапное сопоставление тональностей, так же, как и появление в ладу звуков из другой тональности, объективно вызывает у слушателей осознание диссонанса новых звуков по отношению к тональному центру.
Даже в том случае, если сами по себе новые звуки вполне консонантны по отношениюю к предшествующим им звукам и вместе с ними диссонанса не вызывают.
Откуда берётся осознание тоники и почему она закрепляется в памяти?
Дмитрий Низяев
Искусственный Интеллект
(804810)
5 лет назад
Если тебе понятна роль тоники в ладу, то в чем вопрос? Тоника ТОЛЬКО в ладу и имеет смысл. Она ощущается как "центр", только если имеется "окружение", т. е. лад.
Кстати, свойством "тоничности" (устойчивости) в ладу обладает не только сама тоника, но (в меньшей степени) и остальные главные ступени (если речь идет о диатоническом ладе). Иногда можно услышать мелодии, в которых некоторое время теряешься, что считать тоникой - один звук, или другой, квартой выше или ниже него. А иногда мелодии умышленно сочиняются именно с такой целью :-)
Дмитрий НизяевИскусственный Интеллект (804810)
5 лет назад
Почему люди ощущают смысловое преобладание тоники среди остальных звуков лада? Думаю, в основном потому, что на этот звук умышленно делается упор. К этому звуку чаще других приходит музыкальная мысль в конце фразы, или он более настойчиво повторяется в мелодии, например. Вот и "навязывается" в качестве основы, которую уже ждешь с нетерпением. Во времена Ренессанса, когда понятие "гармонии" еще отсутствовало, и даже "тональность" была очень абстрактной и нестабильной вещью, не было и понятия "тоники". Был звукоряд, который на протяжении сочинения либо едва-едва модифицировался, либо оставался совершенно стабильным всю дорогу. Но на роль "опорного звука" в этом звукоряде могла выдвигаться ЛЮБАЯ ступень по желанию автора. При этом, естественно, получались разные лады, и этим авторы часто поль
Дмитрий НизяевИскусственный Интеллект (804810)
5 лет назад
зовались умышленно. Но с таким же успехом автор мог не отдавать предпочтения ни одной ступени звукоряда, и тогда слушателю приходилось вообще обходиться БЕЗ устоя, а наслаждаться лишь консонансами в созвучиях, интонационными имитациями и контрапунктами - словом, ДРУГИЕ прелести находить для себя. Это только мы, уже знакомые с понятием "тоники", слушая произведения Ренессанса, уже инстинктивно ищем в них устои, и стараемся мысленно вогнать картину в какую-то там себе "тональность" - поэтому наверняка получаем совсем не то впечатление, на которое рассчитывал автор. Интересная вообще тема, на нее наверняка немало исследований написано.
GUCCI FLIP PLOPS
Мудрец
(13743)
4 года назад
То́ника (от нем. Tonika, восходит к др. -греч. τόνος — звук, тон) в теории музыки — первая (нижняя) ступень классико-романтического тонального лада (мажора и минора), его главный устой.
Краткая характеристика
«Тоникой» также называют (для сокращения) тоническое трезвучие такого лада, мажорное (например, d/fis/a) или минорное (например, d/f/a). По названию тонической высоты (например, d, по-русски ре) определяют название тональности (высотного положения тонального лада), например, D-dur (по-русски ре мажор) и d-moll (по-русски ре минор).
Исторический очерк
Первое упоминание термина «тоника» в современном смысле, вероятно, принадлежит Сен-Ламберу [1], которой в своём «Новом трактате об аккомпанементе на клавесине, органе и прочих инструментах» (Париж, 1707) писал: «Этот финалис — всегда основной тон песни и, так сказать, тоника» [2].
АлександрПросветленный (43274)
4 года назад
Вы не читали вопрос. Мне не нужно словарное определение.
Мне нужно понять, почему, однажды выстроив отношения звуков с тоникой (центром лада, от которого откладываются все интервалы), мы вынуждены испытывать её акустическое притяжение.
Не понятно, что мешает потом задать как тонику другой произвольный звук в музыкальном построении.
Пример: оборот C - F прекрасно звучит в до-мажоре, но в соль мажоре появление аккорда F после C вызывает дискомфорт и чувство диссонанса.
И наоборот. Появление после аккорда C аккорда D нормально звучит в соль мажоре, но если мы в тональности до мажор бахнем D после C - это "режет по ушам".
Причина не в том, что эти аккорды не могут употребляться вместе, а в том, что мы слышим их в контексте закреплённого где-то в памяти (?) отношения с тоникой лада.
Какого фига даже не подготовленные люди вообще слышат изменение тонального центра?
Ведь чисто умозрительно, с точки зрения слияния гармоник звуков и с точки зрения физической акустики, мы могли бы идти по любой цепи консонансов и модулировать безо всякой подготовки...
Однако нет! Обязательно в нашем восприятии закрепляется тональный центр, даже если мы играем одноголосную мелодию. Достаточно один раз обозначить строение лада - и всё, мы слышим тяготения в сравнении с _одним_ тональным центром и приходится создавать условия для модуляции.
Какого фига тоника существует, почему люди её ощущают как некую данность?