У Матрёны, безусловно, есть хорошие черты. Но есть и весьма настораживающие моменты:
1) Матрёна позволяет на себе паразитировать. Нельзя позволять паразитировать на себе, иначе мы поощряем в других наглость и лень, желание жить за чужой счёт.
Павел Глоба абсолютно правильно пишет в книге " Живой огонь":
"Авестийская традиция считает грехом не только активное распространение зла, но и пассивное пособничество этому распространению. То есть нельзя быть бесхребетным добряком. Доброта и благо - разные вещи. Нельзя быть добрым к любому мерзавцу, позволять ему безнаказанно подниматься, набирать силу, творить зло... Даже невольно нельзя помогать злу, самоустраняться от борьбы с ним, закрывать на него глаза. Иначе вы становитесь соучастником преступления, хотя ваша ответственность, конечно, не настолько высока, как у творящего зло".
https://rbook.me/book/3501099/read/page/32/В Авесте пишется - тот, кто живёт чужим трудом ( имея возможность самому трудиться), по сути превращается в беса в человеческом облике. Поощрять такое нельзя !
То, что от по существу бесплатной работы в колхозе невозможно было отказаться, это понятно. Но Матрёна позволяла ездить на себе практически любому, что явно не хорошо, с какой стороны ни посмотри.
2) У Матрёны было 6 детей. Из которых 2 мертворождённые, а 4 умерли до 3-х месяцев от рода.
Сложно представить, чтобы у праведницы было такое. Конечно, время тяжёлое, но шесть смертей младенцев - это явно очень неблагополучное указание.
3) Матрёна больна эпилепсией, что также не особо вяжется с образом праведницы. Хотя здесь можно и поспорить.
Изначальное название рассказа " Не стоит село без праведника" было изменено по требованию редакции.
При всех её положительных качествах, Матрёна на образ праведницы, даже при учёте неимоверно страшного времени сталинщины, не вытягивает.
Кто такой праведник?
Можно ли называть Матрену праведницей?