ГАЛИНА
Высший разум
(2425695)
5 лет назад
Матера – это и остров, и одноименная деревня.
Триста лет обживали это место русские крестьяне.
Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове,
и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми
Матера.
Надумали построить на реке мощную электростанцию.
Остров попал в зону затопления. Всю деревню надо переселять
в новый поселок на берегу Ангары. Но эта перспектива не
радовала стариков.
Не нужно было жителям Матеры ни благоустроенных домов
с отоплением, ни кухни с газовой плитой.
Не в этом видели они счастье. Была бы только возможность
прикоснуться к родной земле, затопить печку, попить чаю
из самовара, прожить всю жизнь рядом с могилками родителей,
а когда придет черед, лечь рядом с ними.
“Прощание с Матерой”- о том, что взаимоотношения человека
и земли-проблема не обычная, а глубоко нравственная.
Не случайно слова “Родина”, “народ”, “родник”, “природа”-
одного корня.
В повести образ Родины неизменно связан с образом родной
земли. Матера - это и остров, и древняя деревенька с таким
же названием.
И все это должно исчезнуть с лица земли. Оттерто будет все:
дома, огороды, луга, кладбище - вся земля уйдет под воду навечно.
С большой тревогой и безнадежной иронией говорит старуха Дарья:
“Она, жисть ваша, ишь какие подати берет: Матеру ей подавай,
оголодела она. Одну бы только Матеру?! ”
А старая Настасья откровенно тоскует:
“Кто ж старое дерево пересаживает?! ”
Символична та весть, которая побудила героев начать
активное сопротивление. Принес ее Богодул-герой, который
воспринимается не иначе как своеобразный дух Матеры .
Войдя к сидящим за самоваром старухами, он возвестил:
“Мертвых грабят! ”
Наверное, многое старухи могли бы снести молча, безропотно,
но не это.
Когда жители деревни добрались до расположенного за
деревней кладбища, работники санэпидемстанции “доканчивали
свое дело, стаскивая спиленные тумбочки, оградки и кресты,
чтобы сжечь их одним огнем”.
Эта сцена в повести дает повод для глубоких размышлений.
Не нами начинается жизнь на свете и не нашим уходом она
заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам
будут относиться потомки, беря пример с нас.
“Любовь к отеческим гробам” еще А. С. Пушкин назвал основой
человеческой нравственности.
В. Распутин, размышляя об этом, показывает несколько
поколений жителей деревни. Получаете, что чем дальше,
тем слабее становятся связи.
Старуха Дарья свято чтит память об ушедших.
Сын ее, Павел, понимает мать, но то, что ее волнует, для него
не самое главнее. А внук Андрей и вовсе не понимает
о чем речь. Он, не задумываясь, принимает решение устроиться
работать на строительстве плотины, из-за которой и
будет затоплен остров.
Повесть В. Распутина воспринимается как предупреждение.
Такие, как Андрей, будут созидать разрушая, и, когда задумаются,
чего же в этом процессе больше, будет уже поздно.
Будет ли человек чувствовать себя хозяином на новой земле,
сколько поколений должно смениться, прежде чем
возродится утерянная связь человека с “почвой”?
Да и возродится ли она вообще, если новое поколение начнет
свою жизнь с “прощания с Матерой”?
"Кто мы на этой земле-хозяева или временные пришельцы:
пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет? ” -
обращается к своим читателям В. Распутин.
И его повесть-это напоминание о том, что истоки нравственности
русского человека всегда находились в привязанности к земле и,
утрачивая эту связь, мы теряем самое святое.