Есть московские маршруты и есть областные.
Чисто московские автобусы/маршрутки. Это:
- белые с зеленой полосой внизу и с надписью "Мосгортранс" на борту или спереди - официальные городские автобусы от "Мосгортранса".
- "синие" - частные автобусы/маршрутки на городском контракте с "Мосгортансом" и Департаментом транспорта Москвы.
Все они обязаны принимать единые городские виды оплаты проезда: наличные (55 руб/поездка); проездные на карте; "тройку" во всех её реализациях (разовые по 38 руб за одиночную поездку, 59 руб за "90 минут", записанные проездные); на некоторых маршрутах возможна оплата банковской картой/смартфоном (по 42 руб/поездка, список маршрутов, где действительна банковская карта -
http://www.mosgortrans.ru/pay/ ); городские и областные соцкарты. На обоих этих типах пассажира не волнует, как он оплачивает проезд - на это есть валидатор.
- частные маршрутки, работающие по Москве в свой карман. Порядок оплаты в них устанавливается владельцем машин. Электронную оплату они не принимают, только наличные, льготы недействительны. У меня в районе так катаются ашановские маршрутки, причём они даже дешевле городских, по 34 руб с носа. У них на стеклах висит объява: "тариф проезда столько-то руб, льгот нет". Город их цвет не волнует, в ПДД вроде то же о расцветке не сказано - и они могут быть как чисто белые, так и разукрашенные как попугаи.
Областные маршруты - это особый разговор. Прежде всего потому что бюджеты у города и у области разные. В итоге московские городские проездные документы недействительны на областных маршрутах - и наоборот (за исключением только соцкарт, когда в прошлом году здравый смысл в области возобладал и нашлись таки деньги на оплату проезда областных льготников по Москве. Что будет на следующий год - посмотрим.)
Областные автобусы:
- не имеют окраски городских цветов (белого с зеленой полосой снизу или "синий");
- чаще всего у области другой вид автотранспорта (ПАЗики и всякое прочее),
- у них на борту или спереди вместо надписи "Мосгортранс" надпись "Мострансавто" (для официальных областных маршрутов);
- имеют свой порядок оплаты проезда
http://mostransavto.ru/passengers/tarifs/tarify/ - он и зонный (по расстоянию), и делиться на внутригородские и пригородные, и зависит от способа оплаты (кондуктор, в руки водителю, областная "стрелка" или областная транспортная карта); с делением на социальные (со льготами, принимая областную или городскую соцкарту) и коммерческие маршруты без льгот (с буквой "к" после номера, или просто "красные/договорные" в расписаниях).
- катаются там как частники, так и официальные областные автобусы от "Мострансавто", взаимно грабя друг друга. Область к тому же отдала ряд своих маршрутов в концессию частникам (в конце концов, всё это кончится следственным комитетом).
Итого - по области надо просто знать в лицо свой маршрут.