Пастораль (от лат. pastoralis - пастушеский).
Поэзия.
Пастораль, или как прежде называли, буколики — собственно пастушеская поэзия, зародившаяся в Сицилии, а затем, особенно по словоупотреблению нового времени, вообще деревенская сельская поэзия, изображающая картины также из мирной жизни земледельцев, рыбаков. К пасторали относятся и деревенские идиллии. Форма пасторали может быть как драматической, так и повествовательной, а также смешанной. Сюда входят и небольшие стихотворения (часто в диалогах) и поэмы, и сценические произведения, и романы. Древнейшие и лучшие образцы пасторальной поэзии дали греческий поэт Феокрит, Бион и Мосх. У римлян славились «буколики» Виргилия. Лонг написал знаменитый пастушеский роман «Дафнис и Хлоя» , вызвавший многочисленные подражания; а имена его героев употреблялись в поэзии, как нарицательные, вплоть до новой литературы 19 века. Затем в эпоху раннего Возрождения появляется «Амето» Джованни Боккаччио. Особенно же сильное влияние на пасторальную литературу оказал роман Джакопо Саннацаро «Аркадия». Успех «Аркадии» был огромный; о нем свидетельствуют и более полусотни изданий ее в Италии, и переводы ее на многие европейские языки.
В русской литературе 18 века пасторали писали Ермил Костров, Ипполит Богданович, Александр Сумароков и другие, дававшие им название «эклоги». Позже Антон Дельвиг и Аполлон Майков. К пасторали относятся превосходные и до нашего времени популярные переводы Василия Жуковского из Гебеля.
Театр.
Пастораль - жанр придворного театра, возникший в Италии в 16 в. и получивший распространение в западно-европейских странах. Истоки пасторали в эклоге - литературном жанре сельской поэзии античности (Феокрит, Вергилий) и раннего Возрождения (Петрарка, Боккаччо). Пастораль представляла собой небольшую пьесу, часто вводившуюся в программу придворных празднеств. В ней идиллически изображалась условная сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделенных чувствами, манерами и языком придворных аристократов. В Италии среди первых пастушеских драм - "Эгле" Джиральди Чинтио (1545), "Аретуза" Альберто Лоллио (1563), Вначале пастораль исполняли придворные-любители. Несколько позднее в пасторали стали принимать участие профессиональные актеры. Спектакли сопровождались музыкой, пением. Итальянские художники (С. Серлио и др.) создали для постановок пасторали нарядную несменяемую пейзажную декорацию.
Музыка.
Небольшая опера, пантомима, балет (или их отдельная сцена) , написанные на идиллический сюжет из сельской жизни. Первые пасторали возникли в 14-15 вв. и явились предшественниками оперы ("Сказание о Робэне и Марион"). Среди французских авторов пасторали в 17-18 вв. - Ж. Б. Люлли, Н. Дезед, А. Детуш и др. В 18-19 вв. в жанре пасторали создавались оперы ("Король-пастух" В. А. Моцарта, 1775), балеты ("Сильвия" Л. Делиба, 1876).
Иногда термином «пастораль» называется симфонический эпизод в музыкальном произведении рисующий картину природы (пастораль в музыке Ж. Бизе к драме "Арлезианка" Доде).
Живопись.
Расцвет пасторали идеализированной сельской сценки с прелестными пастушками в окружении мирно пасущихся коз или овец приходится на эпоху рококо (XVIII в) . Особую известность в жанре пасторалей получили картины Ф. Буше (1703-1770).