ГАЛИНА
Высший разум
(2425737)
6 лет назад
"Сестра моя — жизнь" - книга лирических стихотворений
Б. Л. Пастернака, написанных, в большинстве,
весной-летом 1917 г. в Москве, состоящей из циклов:
Стихотворения, которые собраны в ней, объединены общей
идеей и образами.
Интересно стихотворение “Сестра моя - жизнь ”, давшее
название всей книге.
В нем суть восприятия истории лирическим героем —
равенство всех предметов и существ мира в ней
Что в мае, когда поездов расписанье,
Камышинской веткой читаешь в купе,
Оно грандиозней Святого писанья
И черных от пыли и бурь канапе.
Это стихотворение - концентрация мироощущения
лирического героя; здесь заявлено равенство человека
и жизни, человека и мира, жизни и мира.
Все сотворенное кем бы то ни было имеет право на
существование; вещь сотворена, следовательно,
вместе со своим возникновением она вошла в историю
и стала равна ей.
В первый раз природа как реальное проявление жизни
мира изображается в стихотворении “Плачущий сад”.
Здесь заметен переход от ада к самому лирическому герою:
Ужасный! — Капнет и вслушивается,
Все он ли один на свете.
Мнет ветку в окне, как кружевце,
Или есть свидетель.
К губам поднесу и прислушаюсь,
Все я ли один на свете.
Природа становится средством приобщения к истории.
В связи с образом сада можно рассмотреть стихотворения
“Зеркало” и “Девочка”; интересно, что вначале стихотворение
“Зеркало” носило название “Я сам”.
Дорожкою в сад, в бурелом и хаос
К качелям бежит трюмо.
Огромный сад тормошится в зале
В трюмо — не бьет стекла!
Отождествление себя с садом становится для лирического
героя средством самовыражения; сад, как мир,
характеризуется общностью существующей в нем жизни.
Прямое отождествление себя и сада мы видим и в
стихотворении “Девочка”:
Из сада, с качелей, — с бухты-барахты
Вбегает ветка в трюмо!
Родная, громадная, с сад, а характером —
Сестра! Второе трюмо!
В стихотворении “Душистою веткою машучи. ”, где выражено
единство всех явлений бытия:
Пусть ветер, по таволге веющий,
Ту капельку мучит и плющит.
Цела, не дробится.
Очень интересно стихотворение “Ты так играла эту роль! ”,
где, возможно, выражено восприятие лирическим
героем жизни как игры (вспомним название книги Юрия Живаго —
“Игра в людей”).
Особенно характерны строки:
И, низко рея на руле
Касаткой об одном крыле,
Ты так! — ты лучше всех ролей
Играла эту роль!
Они дают возможность вспомнить “Чайку” Чехова;
вообще в стихах Пастернака ассоциации играют значительную
роль; так, например, они важны в “Балашове”:
Мой друг, ты спросишь, кто велит,
Чтоб жглась юродивого речь?
В природе лип, в природе плит,
В природе лета было жечь.
Здесь задан вопрос, но на него не дается ответа.
Он дан в стихотворении “Давай ронять слова. ”.
Характерно, что эпиграфом к нему служат процитированные
только что строки; все стихотворение является
преддверием ответа:
Ты спросишь, кто велит? —
Всесильный бог деталей,
Всесильный бог любви,
Ягайлов и Ядвиг.
Это стихотворение, несмотря на то что оно не последнее,
как бы заключает всю книгу настолько исчерпывающе дан ответ.
Здесь мы видим, кого Пастернак считает центром природы,
культуры, мира; при этом подтверждается тождество
всего созданного, сотворенного Богом:
Кому ничто не мелко,
Кто погружен в отделку
Кленового листа.
Книга “Сестра моя — жизнь” единое произведение,
где присутствует несколько развивающихся тем.
Центральная - тема любви, от нее и зависят все остальные,
сама же она выражена настолько полно в жизни
природы и мира, что не может быть исчерпана.