Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

проанализировать стихотворение Г. Р. Державина "Памятник"

Никита Волков Ученик (175), на голосовании 5 лет назад
проанализировать стихотворение Г. Р. Державина "Памятник" вопросы для анализа: № 1. Объясните название стихотворения Г. Р. Державина «Памятник». № 2. Определите тему стихотворения (о чем оно?). № 3. Какое настроение преобладает в стихотворении? № 4. Охарактеризуйте композицию стихотворения: сколько частей в нем можно выделить? О чем говорится в каждой части? № 5. Охарактеризуйте систему художественных образов стихотворения. № 6. Охарактеризуйте художественное время стихотворения. № 7. Охарактеризуйте художественное пространство стихотворения. № 8. Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства стихотворения (эпитеты, метафоры, сравнение). № 9. Охарактеризуйте приемы поэтического синтаксиса (инверсия, градация). № 10. Охарактеризуйте поэтическую лексику стихотворения (антонимы, архаизмы). № 11. Определите размер и способ рифмовки стихотворения. № 12. Раскройте идею стихотворения (что хотел сказать автор?)
Голосование за лучший ответ
line harmony Профи (715) 5 лет назад
№ 1. Объясните название стихотворения Г. Р. Державина «Памятник».

- Стихотворение называется «Памятник», потому что представляет собою размышление автора над собственной жизнью, подведение ее итогов, осознание собственной роли в жизни других людей.

№ 2. Определите тему стихотворения (о чем оно?).

- Автор понимает, что все люди смертны, но, подводя итог собственной жизни, осознает, что своим творчеством воздвиг себе памятник – «чудесный, вечный»; сам он, человек, умрет, но имя его не будет предано забвению, потому что будет жить в созданных им произведениях.

№ 3. Какое настроение преобладает в стихотворении?

- В стихотворении преобладает спокойная торжественность: автор осознает собственную значимость и понимает, что ее уже ничто не может поколебать.

№ 4. Охарактеризуйте композицию стихотворения: сколько частей в нем можно выделить? О чем говорится в каждой части?

- В стихотворении «Памятник» можно выделить три части:

1) (первая строка первой строфы): введение лирической темы – «Я памятник себе воздвиг».

2) (со 2-й строки первой строфы и строфы №№ 2, 3, 4): развитие лирической темы – описание вечного «памятника» - собственной посмертной жизни и причины бессмертия.

3) (строфа № 5): муза может быть спокойна: ничто не умалит ее величия и бессмертия.

№ 5. Охарактеризуйте систему художественных образов стихотворения.

- Центральный художественный образ стихотворения – это сам лирический герой. Он упоминает те образы, которые так или иначе с ним связаны: люди, которые будут помнить поэта после его физической смерти, Фелица (героиня одноименной оды, прототипом которой является императрица Екатерина II), сделавшая его известным (здесь поэт затрагивает тему взаимоотношений поэта и власти), муза.

№ 6. Охарактеризуйте художественное время стихотворения.

- В стихотворении представлено время трех планов:

- прошедшее (автор своим творчеством воздвиг себе памятник, он вспоминает о том, как стал известным);

- настоящее (монолог автора – его воспоминания о прошлом и размышления о будущем произносятся сейчас, в настоящем времени);

- будущее (размышление автора о собственной посмертной жизни).

Можно сказать, что художественное время стихотворения пронизано вечностью: памятник, воздвигнутый поэтом, «времени полет не сокрушит».

№ 7. Охарактеризуйте художественное пространство стихотворения.

- Художественное пространство стихотворения необычайно широко: лирический герой уверен, что он будет известен «от Белых вод до Черных, / Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал». Его слава будет жить до тех пор, «доколь славянов род вселенна будет чтить», «всяк будет помнить то в народах неисчетных».

№ 8. Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства стихотворения (эпитеты, метафоры, сравнение).

Образную систему, настроение стихотворения создают:

- эпитеты: чудесный, вечный памятник; быстротечный гром; в народах неисчетных; забавный русский слог; сердечная простота; заслуга справедливая; непринужденная рука неторопливая.

- метафоры: «я памятник себе воздвиг» (имеется в виду оставил о себе память); «времени полет» (время сравнивается с летящей птицей); «часть меня большая, / От тлена убежав, по смерти станет жить» - автора будут помнить люди; «заря бессмертия» (память).

- сравнение: памятник «металлов тверже он и выше пирамид».

остальное в комментариях
line harmonyПрофи (715) 5 лет назад
№ 9. Охарактеризуйте приемы поэтического синтаксиса (инверсия, градация).

- Инверсия (обратный порядок слов): памятник чудесный, вечный; тверже он; гром быстротечный; времени полет; его не сокрушит; часть меня большая; доколь славянов род вселенна будет чтить; в народах неисчетных; истину говорить; заслугой справедливой; презрит кто; рукой неторопливой; чело твое.

- Градация (постепенное нарастание, увеличение степени проявления признака): «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный».

Все указанные приемы поэтического синтаксиса придают стихотворению особое эмоциональное звучание и служат раскрытию авторской идеи.
line harmonyПрофи (715) 5 лет назад
№ 10. Охарактеризуйте поэтическую лексику стихотворения (антонимы, архаизмы).

- Антонимы: «не умру» - «но станет жить»; слава «возрастет, не увядая»; «от Белых вод до Черных»; «из безызвестности я тем известен стал».

- Архаизмы: «доколь» (устар. – «до каких пор?»), «вселенна» (вместо «вселенная»), «Белые воды и Черные» (архаизм – вместо Белое море и Черное море), «всяк» (вместо «всякий»), «неисчетный» (вместо «неисчислимый»), «дерзнул» (высок. – «смело стремиться к чему-либо благородному, высокому, новому), «презреть» – пренебречь; «чело» - лоб.

Использованные лексические средства придают стихотворению особую выразительность.
line harmonyПрофи (715) 5 лет назад
№ 11. Определите размер и способ рифмовки стихотворения.

Стихотворный размер – шестистопный ямб.

Способ рифмовки – парная (абаб).

№ 12. Раскройте идею стихотворения (что хотел сказать автор?)

- Своим стихотворением Г. Р. Державин хотел сказать, что все мы смертны, но можно оставить о себе память – такую, что о тебе будут помнить потомки на протяжении многих лет.
Никита ВолковУченик (175) 5 лет назад
круто! так быстро! я думал на это будут отвечать пол года! спасибо огромное!
line harmony Профи (715) Пожалуйста :)
Похожие вопросы