Голодом страшна зима птицам, а не холодом.
Сыта птаха — и тепло ей под пухом и перьями.
Птицы бедствуют лишь при скудности корма, а если корм есть, морозы при быстром сгорании пищи им нипочем. Ночь, когда нельзя покормиться, самое трудное для них время. От холода многие птицы, причем разных видов, сбиваются в дупла, зарываются в снег, днем держатся вблизи людского жилья (воробьи, синицы, сороки) . А щеглам, дятлам, свиристелям и снегирям мороз не страшен - снегири посвистывают, свиристели свиристят, дятлы веселят лес стуком. Мороз заставляет птиц ерошить перья - утолщать воздушное одеяло между телом и каленым морозом воздухом. А когда совсем уж невмоготу - дрожат. Дрожь на холоде знакома и нам тоже - это последнее, автоматическое средство организма дрожью мускулов согреваться.
Некоторых птиц (тетеревов, глухарей, рябчиков) ночью спасает снег. Вечером они слетают с деревьев и зарываются в белое рыхлое покрывало земли, где температура на 10 - 15 градусов выше морозного воздуха. А сорокам и дятлам довольно затишья. Одни на ночлег забиваются в плотные ельники, другие ночуют в дуплах.
Есть птица, удивляющая нас так же, как в Антарктиде пингвины, - клёст. Этот румяный лесной обитатель зимой выводит птенцов. Почему зимой? Потому, что его питанье - еловые и сосновые семена. При морозах они открываются в шишках и клесты достают их для этого приспособленным клювом. Недостатка в еде не бывает, важно только гнездо построить в затишье и теплым, глубоким.
Самочка с гнезда не слетает, кормит семью самец. Тело клестов так пропитывается смолой, что погибшие птицы не подвергаются тленью - тело клеста невредимым я наблюдал в бору у деревни Леоново близ Петушков, два года подряд лежавшим на меже торфяных выемок - перья даже нарядного цвета не потеряли.
Чудом надо назвать оцепенение ласточек, если при перелетах они попадают в полосу холодов, когда нет насекомых. Переждав в неподвижности холод, ласточки оживают. У крошечных колибри в горах Южной Америки это явление наблюдается каждые сутки. Ночью птицы «умирают» - температура тела их понижается на 20 градусов. Но взошло солнце, прогрелся воздух, и птицы, оживая, порхают возле цветов как ни в чем не бывало.
Еще одно чудо - африканская птица страус в наших снегах. Казалось бы, житель жарких полупустынь должен скукожиться на наших-то холодах. Ничуть не бывало - месят снег долговязые. И даже почти что голая шея не боится мороза. «Загоняем под крышу - нет, выбегает наружу, и кажется, лыж им только тут не хватает. Но корм в это время для бегунов этих должен быть непременно обильным» , -рассказывал мне хозяин страусиной фермы близ Серпухова.
http://www.kp.ru/daily/23435/35643/