ГАЛИНА
Высший разум
(2426502)
5 лет назад
Простакова хотела показать своего сына и получить для
него завидную невесту, поэтому решила, что ему нужно
перед важными людьми показать знания Митрофанушки.
Правдин провел для юноши экзамен.
Как оказалось, Митрофан ничего не знал.
Он не мог считать и не понимал арифметику.
Его учитель Цыфиркин со вздохом говорил о том, что он
даже до трех не посчитает.
Когда Правдин стал расспрашивать про географию,
то и Митрофан и его мать попали в смешное положение.
Они понятия не имели, что это за наука.
Историю он также не освоил.
Убедительно Фонвизин демонстрирует нам умственное
убожество Митрофана на "экзамене".
Но он прекрасно научился лицемерить и выкручиваться.
Не откажешь ему и в находчивости.
Прекрасный психолог, но никудышный математик Митрофан
оказывается не в состоянии решить задачку, по условию
которой он и его спутники, домашние учителя Цифиркин и Кутейкин,
должны поровну разделить найденные на дороге 300 рублей.
"Врет он, друг мой сердечный! Нашед деньги, ни с кем не делись.
Все себе возьми, Митрофанушка",- предлагает свое решение
практичная Простакова и тут же объявляет математику
"дурацкой наукой". Узнав от Стародума о назначении неизвестной
ни ей, ни Митрофанушке "еоргафии", дикая помещица отзывается
о ней как о науке "не дворянской".
По мнению Простаковой, математика не нужна, потому что если
"денег нет, что считать?
Деньги есть - сочтем и без Пафнутьича хорошенько", а география
не имеет смысла, потому что отправляющемуся в путь дворянину
достаточно сказать: "Свези меня туда, — свезут куда изволишь".
Правда, смешные ответы невежественной Простаковой являются
результатом вольной или невольной, но "провокации" со стороны
ее собеседников. Ведь в каждой математической задачке Цифиркина
непременно фигурируют деньги, и у плохо знакомой с предметом
Простаковой не могло не сложиться впечатление, что математика-
это наука о денежных расчетах; из разъяснений же Стародума,
что география необходима "на случай ежели б случилось ехать,
так знаешь куда едешь", Простакова поняла лишь, что география-
наука о передвижении на извозчике.
Митрофан, же, свое оригинальное представление о науках создает
без всякой посторонней помощи: на совсем не наводящие вопросы
Правдина о грамматике отвечает не имея понятия об именах
существительных и прилагательных.
Он ответил, что дверь, которая приложена к стене, - прилагательна,
а та дверь, которая стоит "у чулана шеста неделя",-покамест
существительна".
Недоросль после нескольких лет учения уверен, что слово "дурак"
прилагательное, "потому что оно прилагается к глупому человеку".
Поэтому, по словам Софьи: "Он хотя и шестнадцати лет, а достиг
уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет".
Только такой, как Митрофан, может остановиться в
своем развитии в этом возрасте.
И учителя в "помощи" ему очень преуспели.
oldest
Высший разум
(119163)
5 лет назад
В своем произведении «Недоросль» Д. И. Фонвизин затронул актуальную во все времена тему образования и воспитания подрастающей молодежи. Митрофан - центральный персонаж пьесы и сын госпожи Простаковой, которая считает, что незачем загружать голову излишними знаниями. Достаточно только обязательного минимума. Однако Митрофан в свои шестнадцать лет не умеет складывать даже простые числа или прочитать строку из книги. По этой причине автор называет его «недорослем».
В четвертом действии мы видим, как Стародум с Правдиным устраивают ему экзамен, чтобы проверить его знания. И как же они удивляются, когда видят, что после стольких лет занятий с тремя частными преподавателями юноша не может ответить, чему равняется дважды два или отличить существительное от прилагательного. Вот небольшой отрывок из сцены экзамена, доказывающий ограниченность Простакова-младшего: «Дверь, котора дверь?» - «Котора дверь! Вот эта». - «Эта? Прилагательна». - «Почему же?» - «Потому что она приложена к своему месту».
Сегодня существительное от прилагательного сумеет отличить любой ученик младшей школы, так как эта тема вводится уже во втором-третьем классе. Но Митрофану было не до учебы. Он целыми днями гонял голубей, ел да спал. Маменька не позволяла никому тревожить свое единственное чадо. Кстати, имя для героя автор придумал неслучайно. Ведь Митрофан имеет значение «похожий на мать».
Особого внимания заслуживают учителя «недоросля», которых госпожа Простакова наняла, чтобы они его обучили простой грамоте. Одному из учителей она заплатила повышенное жалование, так как он приравнивался к «великому ученому». На самом деле, Вральман - обыкновенный шарлатан, в прошлом работавший кучером у Стародума. Два других учителя, Цыфиркин и Кутейкин, тоже ничему научить лентяя не смогли. Первый - добрый душой человек, но никогда раньше учителем не работал. Второй - бывший семинарист, но сам малограмотный человек.
Таким образом, мы видим, что Фонвизин высмеивает нравы, сложившиеся в России в конце 18-го века и выражает надежду на развитие лучшей системы образования в будущем. С другой стороны, мы понимаем, что если даже учителя у Митрофана были бы хорошими, он все равно ничему бы не научился, потому что был избалован матерью. Он не стремился к службе, даже невесту ему выбирала сама Простакова.