Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты
Лидеры категории
Лена-пена Лена-пена
Искусственный Интеллект
М.И. М.И.
Искусственный Интеллект
Y.Nine Y.Nine
Искусственный Интеллект
king71alex Куклин Андрей Gentleman Dmitriy •••

Книгам какого государства не страшны были пожары?

Любовь Ишенина Ученик (105), закрыт 15 лет назад
Лучший ответ
Иногда Я ЁЖИК Профи (564) 15 лет назад
Библиотека царя Ниневии Ашурбанапала была написана на глиняных табличках. Им огонь не страшен.
Остальные ответы
Aztex . Просветленный (25280) 15 лет назад
Либо каким нибудь папуасам что на скалах до сих пор высекают свои шедевры, либо японцам наверно какую нить не сгораемую поди придумали.
Дождь. Искусственный Интеллект (219276) 15 лет назад
Цели, для кото­рых ис­поль­зо­ва­лась письмен­ность, влияли и на ее внеш­ний вид. В Древ­нем Египте над­пи­си, повествующие о бо­гах и их зем­ных наместниках-фараонах, высекали на кам­не торжествен­ным и художествен­ным по форме ие­роглифическим пись­мом. Эта тради­ция сохрани­лась вплоть до эпо­хи упад­ка (около VII-VI вв. до н. э.) , когда иероглифов уже не понима­ли да­же жре­цы.
Совершенно иначе, чем в Египте, выглядела книга в государствах Месопотамии. Папирус там не растет, нет там и пригодного для резьбы камня. За­то много глины - вот шумеры и воспользовались этим природным материалом. Жирная и вязкая ал­лювиальная глина стала для них не только основ­ным строительным и гончарным материалом, но и пригодилась в качестве материала для письма. Для этого использовались прямоугольные плитки раз­мером от 2,4х2 до 37х22 см и толщиной 2,5 см. Доку­менты составлялись на плитках цилиндрической или призматической формы. На такие же ци­линдры и призмы, но уже размером до полуметра и больше, и не из глины, а из камня или металла, на­носились сообщения о деяниях шумерских, ак­кадских, вавилонских и ассирийских властителей. Написанное выставляли в царских дворцах на видных местах. Для частной переписки использо­вались глиняные таблички. Чтобы уберечь письмо от посторонних глаз, его вкладывали в глиняную же оболочку - «конверт» с адресом. В таких же «конвертах» хранили договоры.

Уже в начале третьего тысячелетия до н. э. в шумеро-аккадский период в ходу были штампы, изго­товленные из камня или обожженной глины с выпуклыми иероглифическими надписями на них. Такие штампы употребляли для маркировки това­ров, ставили вместо подписи на документах и даже на библиотечных книгах. Однако у шумерийцев так и не возникла идея использовать штампы для размножения текстов.

Как же писали на глине? Сделав из нее табличку нужной формы и размера, писец (по-шумерски "дуб-сар": «дуб» - глиняная табличка, «cap» - пи­сать) , держа ее в левой руке или положив на что-ли­бо твердое, выдавливал на ней знаки тростниковой или костяной палочкой прямоугольного или тре­угольного сечения. Палочку он держал приблизи­тельно так, как сейчас мы держим карандаш - под углом. На месте нажима отпечаток оставался глу­бокий и широкий, а там, где палочку легким движе­нием вытаскивали из глины, оставалась тонкая чер­точка. Таким образом получались клиновидные уг­лубления, поэтому такое письмо мы и называем клинописью. Иногда отпечатки настолько малы, что для их чтения приходится пользоваться лупой. Чтобы письмо было ровным, табличку расчерчивали, прикладывая к мягкой глине туго натянутую нить. Зачастую табличку исписывали с обеих сто­рон, а то и по торцам. Готовый документ сушили на солнце или обжигали. Обожженная табличка ста­новилась черной, серой или розовой. Если писец не успевал нанести весь текст в один прием, он заво­рачивал табличку в мокрую тряпку, чтобы она не затвердела.

Ну, а как выглядела в Междуречье книга? Ведь достаточно длинный текст невозможно уместить на одной табличке. Шумерская или вавилонская книга состояла из десятков пронумерованных гли­няных таблиц. Под последней строкой текста на первой таблице ставили черту и потом вписывали первую строку следующей таблицы - так назы­ваемый кустод. Еще ниже записывали название произведения и номер таблицы. Обычно назва­нием служили начальные слова самой книги.

В различных музеях и библиотеках мира хранит­ся множество памятников письменности Древнего Востока. Это литературное наследие позволяет су­дить о том, какова была тематика книг Древнего Востока, кто их писал и кто читал, как они распро­странялись. И в древнеегипетской, и в шумерской литературе, особенно в начальный период, ощути­мо сильнейшее влияние устного народного твор­чества. Однако заметную роль играет и религиоз­ная идеология жрецов и магов. Большинство тогдашних литературных произведений представ­ляют собой художественное переложение мифов, легенд, религиозных догм.
Похожие вопросы