Критическую статью В. Г. Белинского "Стихотворения Лермонтова",
несомненно, нужно прочитать самому, потому что получите удовольствие
не только эстетического порядка, но и научитесь мыслить, следить за тем,
как критик раскрывает смысл произведения при помощи тонкого психологизма,
личностного отношения и рассматривает произведение в оценочной системе
эстетики самого Лермонтова, исходя из неё и не интерпретируя образ так,
как захочется ему (чем грешил, например, Н. Добролюбов).
Очень осторожно указывая на некоторые недоработки и незрелость идеи,
В. Белинский восторгается образом самого Мцыри, его духом, силой воли,
стремлением к свободе:
"Но, несмотря на незрелость идеи и некоторую натянутость в содержании "Мцыри", - подробности и изложение этой поэмы изумляют своим исполнением. Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму... Кажется, будто поэт до того был отягощен обременительною полнотою внутреннего чувства, жизни и поэтических образов, что готов был воспользоваться первою мелькнувшею мыслию, чтоб только освободиться от них, - и они хлынули из души его, как горящая лава из огнедышащей горы, как море дождя из тучи, мгновенно объявшей собою распаленный горизонт, как внезапно прорвавшийся яростный поток, поглощающий окрестность на далекое расстояние своими сокрушительными волнами..."
В статье мы найдём то удивительное восхищение Кавказом, его природой,
которое смог донести до читателя М. Ю. Лермонтов:
"А между тем какое разнообразие картин, образов и чувств! тут и бури духа, и умиление сердца, и вопли отчаяния, и тихие жалобы, и гордое ожесточение, и кроткая грусть, и мраки ночи, и торжественное величие утра, и блеск полудня, и таинственное обаяние вечера!.. Многие положения изумляют своею верностию: таково место, где мцыри описывает свое замирание подле монастыря, когда грудь его пылала предсмертным огнем, когда над усталою головою уже веяли успокоительные сны смерти и носились ее фантастические видения. Картины природы обличают кисть великого мастера: они дышат грандиозностию и роскошным блеском фантастического Кавказа. Кавказ взял полную дань с музы нашего поэта... Странное дело! Кавказу как будто суждено быть колыбелью наших поэтических талантов, вдохновителем и пестуном их музы, поэтическою их родиною!"
Прочитайте статью, и вы поймёте, что к творчеству В. Г. Белинского нужно
обращаться при изучении нашей классики.
Сколько мыслей откроете для себя, сколько размышлений о человеческих
характерах и поступках -- ни один психолог вам не расскажет о человеческих
типах больше, чем это сделал Белинский.
Статью найдёте по этой ссылке:
http://lermontov-lit.ru/lermontov/kritika/belinskij/stihi-statya.htm