Сочетание сознательной непроявленности индивидуального живописного стиля, первичная визуальная «неузнаваемость» и одновременно неповторимость смысловых комбинаций, которая сразу указывает на автора, – главная особенность его творческого метода.
Семен Натенович Файбисович (10 февраля 1949, Москва) — российский художник.
Родился 10 февраля 1949 года в Москве, в семье офицера. С 1959 года учился в Краснопресненской художественной школе.
Окончив Московский архитектурный институт в 1972 году, Семен Файбисович совмещал деятельность архитектора с занятиями графикой. Почувствовав необходимость работы в цвете, самостоятельно обучался живописи. Немного позже, взяв в руки фотоаппарат, он начал рассматривать реальность через оптику камеры. Это стало отправной точкой его художественного метода: образы фиксировались на пленку, а потом «переводились» на монументальные холсты, сохраняя сходство с фотографией.
Фотореализм. В основе каждой работы Семена Файбисовича – фотография плохого качества, цифровая обработка и живопись.
Говорит, чтобы видеть искусство в буднях, достаточно открыть глаза. Пусть без экзотики и немодно, зато гуманно и жестко.
Своих героев любит видеть без поз.
В 80-х изображал советскую повседневность: людей на демонстрациях, в электричке и метро, на вокзале и остановке.
В 2000-х, соединяя фото и живопись, пишет схожие сюжеты, раскрывая реалии окружающей уже новой эпохи.
В 90-х исследует оптические эффекты зрения, начинает работать с абстракцией, возвращается к этой теме в 2010-х.
Живописи характерны драматичные цвета, сложные композиции, широкий формат.
Важных людей я не изображаю, я изображаю простых, тех, кто составляет фактуру окружающей меня жизни, повседневности.
Они интереснее, потому что через них сама жизнь говорит. В них нет индивидуальности, в них нет персонифицированности,
за счет этого они – отражение мира, в котором они живут»,
- объясняет художник Семен Файбисович.
В 1988 году Семена Файбисовича пригласили работать и выставляться в США, где он пробыл около двух лет. По возвращении в Россию он начал новый проект. Фокус своего внимания он перенес с политической и социальной реальности на оптические эффекты остаточного зрения и специфику стереоскопического видения. Проект «Очевидность» первой половины 1990-х исследовал в буквальном смысле физиологический опыт «смотрения», «промежуточные слои», через которые мы, как правило, не замечая их, смотрим на мир. Запечатленные художником стадии смотрения передают «игру объекта с субъектом», а зафиксированная реальность изменяет своим привычным смыслам без авторского вмешательства.