Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

"В чём на мой взгляд польза сказок Салтыкова-Щедрина? "

Лизок Т Ученик (111), закрыт 15 лет назад
Вопрос по литературе
Лучший ответ
КРИСТИНА. Высший разум (474906) 15 лет назад
в сказке -ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Его сказки во многом похожи на басни Крылова: под животными, рыбами
С--Щедрин подразумевал русских чиновников, помещиков, власти города и всей России с их отвратительными, глупыми, тупыми пороками.
Остальные ответы
Пользователь удален Ученик (103) 15 лет назад
учит быть болле самостоятельным и добросовестным
Андрей Андреев Мудрец (11701) 15 лет назад
Типография работает. Сколько народа трудоустроено!
Людмила Гений (52003) 15 лет назад
В творчестве Салтыкова-Щедрина в ПОЛНОЙ мере выразились его гражданский темперамент, вера в возможность нравственно исцелить и политически преобразовать русскую жизнь. С наибольшей полнотой и силой сатирический дар Салтыкова-Щедрина раскрылся в его сказках «для детей изрядного возраста» .
Сатирические сказки Салтыкова-Шедрина посвящены обличению социального" зла (носителями которою являются прежде всего «господа» - помещики, чиновники, купцы и прочие) . Автор прибегает к сказочной фантастике, но насыщает ее «духом времени» , вследствие чего традиционные сказочные персонажи предстают в новом, художественно переосмысленном облике.
Заяц становится «здравомыслящим» и даже «самоотверженным, волк - «бедныму, баран - «непомнящим» , орел - «меценатом» . Социальные типажи современной Салтыкову-Шедрииу эпохи воплощены в образах премудрого пескаря, карася-идеалиста, вяленой воблы. У Салтыкова-Шсдрина звери, птицы и рыбы вершат суд и расправу, ведут «научные» дискуссии, проповедуют, дрожат.. .
Салтыков-Щедрин сталкивает представителей антагонистических сил, строит повествование на резких социальных контрастах.
Автор использует традиционное сказочное начало («Жили да были...») , фольклор («...но щучьему велению, по моему хотению») , сочетает простонародный язык («пенсии ихние» , «зачал.. . действовать» ) с канцеляризмами («Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности») . Действие начинается благодаря сказочной фантастике: генералы переносятся на необитаемый остров, где и обнаруживается их никчемность. Мужик рисуется как фольклорный добрый молодец, наделенный не только привлекательными человеческими чертами (трудолюбием, находчивостью, беззлобностью) , но и чудесными способностями (он варит в пригоршне суп) .
Предметом сатирического обличения в «Повести... » являются, как и в большинстве других сказок, «господа» . Высмеивая генералов, автор гиперболизирует их отрицательные черты - тупость, незнание жизни, неблагодарность, склонность к пустой болтовне о «высоких» предметах (находясь па необитаемом острове, генералы важно размышляют о том, что есть Вавилонское столпотворение - исторический факт или иносказание?) . В изображении героев присутствует и гротесковое начало. Оно обнаруживается в той сцене, где генералы, отчаявшись найти себе пропитание (хотя кругом полно плодов, рыбы, дичи) , едва не сожрали друг друга. Едкая ирония явственно слышна уже в начале «Повести...» : «Служили генералы в какой-то регистратуре.. . следовательно, ничего не понимали» .
В сказках писателя народ всегда представлен в облике страдающего от несправедливости, но в то же время единственно жизнеспособного и жизнедеятельного героя, не понимающего своих подлинных возможностей. К мужику из «Повести... » автор относится с нескрываемой симпатией, в конце сказки выражает свое сочувствие герою, рассказав о том, как генералы, вернувшись в Петербург, «денег загребли» (во время их отсутствия генералам начислялась пенсия) , а мужику, спасшему их от голодной смерти, выслали «рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина! »
Однако в том, что мужик унижен и обманут, есть и его вина: он добровольно стал прислуживать генералам и даже согласился, но их требованию, совершить абсурдное действие - свить веревку для самого себя. Автор осуждает героя, но осуждение в этом случае значительно мягче и высказано с долей сочувствующей и горькой иронии. На примере мужика, согласившегося в силу привычки на добровольное рабство, сатирик убеждает читателя в бессмысленности и недопустимости компромисса с миром «господ» .
Смех Салтыкова-Щедрина неотделим от его понимания страданий человека, обреченного «уставиться лбом в стену и в этом положении замереть» . Судьбой своих сказочных персонажей он говорит современникам, что пассивное приспособление к существующему порядку вещей ведет к нравственной деградации общества, которое нуждается в том, чтобы изменить «исстари заведенный» порядок, когда «волки с зайцев шкуру дерут, а коршуны и совы ворон ощипывают» .
Похожие вопросы