1 В чем разница: «Тамань» — «записки странствующего офицер; »Княжна Мери» — «дневник Печорина»? 2. Прочитайте 1-й абзац повести: какой человек описывает природу — холодный, равнодушный, циничный или чутко воспринимающий красоту мира, жаждущий и способный к радости жизни? Обоснуй ответ. 3. Что общего вы видите у Грушницкого и доктора Вернера с главным героем, что различного? 4. Грушницкий и доктор Вернер — каждый по-своему — оттеняют Печорина, глубже раскрывая его личность. 5. Можно ли считать Грушницкого пародией на Печорина? Можно ли его сравнивать с Ленским? 6. Что представляет собой «водяное общество», с какой интонацией описывает его Печорин? Заслуживает ли нашего уважения ироничное, снисходительное отношение Печорина к Грушницкому и «водяному обществу»? 7. К чему стремится Печорин, замышляя интригу против Грушницкого и княжны Мери? 8. Сравните два описания природы, докажите, что в первом случае (2-й абзац повести «Бэла») пейзаж нейтрален, а во втором (16 мая. Начало абзаца: «Возвратясь домой, я сел верхом и поскакал в степь») помогает нам понять подлинное состояние души героя. 9. Проанализируйте эпизод признания Печорина Мери в своих дурных качествах (3 июня). Искренен ли он или это очередная поза с целью заинтриговать девушку? Какие чувства испытывает Печорин, узнав о замысле драгунского офицера и Грушницкого? 10. Прочитайте описание ночи Печорина перед дуэлью, сравните со стихотворением «Дума», выпишите параллельные цитаты 11. Проанализируйте описание утра дуэли глазами Печорина (начало абзаца: «Я не помню утра более голубого и свежего!»), сравни с предыдущим эпизодом и ответом Печорина доктору («Xoтите, доктор, чтобы я раскрыл вам мою душу?»). Какие противоречия в личности главного героя вы видите? Проанализируйте сцепу дуэли: кто из героев ведет себя достойно, кто нет? Обоснуйте ответ. Удивило ли вас поведение Печорина после гибели Грушницкого (вспомните, ни вел себя Онегин в аналогичной ситуации)? 12. Выпишите из текста строки, которые говорят о состоянии Печорина, узнавшего из письма об отъезде Веры,— характерно ли такое состояние для Печорина? 13. Что с такой силой притягивает Печорина к княгине Вере, как ни к одной другой женщине, в чем он так остро нуждается (обратите внимание на значение имени)? 14. Отметьте в тексте сцены прощания Печорина с княжной Мери, какие чувства действительно движут им на фоне показного равнодушия. 15. В приведенном отрывке из письма М. Ю. Лермонтова М. А. Лопухиной подчеркните то, что напоминает вам Печорина. Но о чем я мог Вам писать? Говорить о себе? Право, я до такой степени надоел сам себе, что когда я ловлю себя на том, что любуюсь своими мыслями, я стараюсь припомнить, где я читал их, и от ЭТОГО ничего не читаю, чтобы не мыслить. Я теперь бываю в свете, для того, чтобы меня узнали. Для того, чтобы доказать, что я способен находить удовольствие в высоком обществе. Ах! <„.> я ухаживаю и, вслед за объяснением в любви, говорю дерзости. Это еще набавляет меня немного <...> Вы думаете, что за то меня гонят прочь? О, нет! Совсем напротив: женщины уж так сотворены <„.> Не правда ли, я далеко пошел!.. 16. Какое стихотворение напоминает заключительный абзац «Княжны Мери», что общего у Печорина и лирического героя стихотворения?
2. Прочитайте 1-й абзац повести: какой человек описывает природу — холодный, равнодушный, циничный или чутко воспринимающий красоту мира, жаждущий и способный к радости жизни? Обоснуй ответ.
3. Что общего вы видите у Грушницкого и доктора Вернера с главным героем, что различного?
4. Грушницкий и доктор Вернер — каждый по-своему — оттеняют Печорина, глубже раскрывая его личность.
5. Можно ли считать Грушницкого пародией на Печорина? Можно ли его сравнивать с Ленским?
6. Что представляет собой «водяное общество», с какой интонацией описывает его Печорин? Заслуживает ли нашего уважения ироничное, снисходительное отношение Печорина к Грушницкому и «водяному обществу»?
7. К чему стремится Печорин, замышляя интригу против Грушницкого и княжны Мери?
8. Сравните два описания природы, докажите, что в первом случае (2-й абзац повести «Бэла») пейзаж нейтрален, а во втором (16 мая. Начало абзаца: «Возвратясь домой, я сел верхом и поскакал в степь») помогает нам понять подлинное состояние души героя.
9. Проанализируйте эпизод признания Печорина Мери в своих дурных качествах (3 июня). Искренен ли он или это очередная поза с целью заинтриговать девушку? Какие чувства испытывает Печорин, узнав о замысле драгунского офицера и Грушницкого?
10. Прочитайте описание ночи Печорина перед дуэлью, сравните со стихотворением «Дума», выпишите параллельные цитаты
11. Проанализируйте описание утра дуэли глазами Печорина (начало абзаца: «Я не помню утра более голубого и свежего!»), сравни с предыдущим эпизодом и ответом Печорина доктору («Xoтите, доктор, чтобы я раскрыл вам мою душу?»). Какие противоречия в личности главного героя вы видите? Проанализируйте сцепу дуэли: кто из героев ведет себя достойно, кто нет? Обоснуйте ответ. Удивило ли вас поведение Печорина после гибели Грушницкого (вспомните, ни вел себя Онегин в аналогичной ситуации)?
12. Выпишите из текста строки, которые говорят о состоянии Печорина, узнавшего из письма об отъезде Веры,— характерно ли такое состояние для Печорина?
13. Что с такой силой притягивает Печорина к княгине Вере, как ни к одной другой женщине, в чем он так остро нуждается (обратите внимание на значение имени)?
14. Отметьте в тексте сцены прощания Печорина с княжной Мери, какие чувства действительно движут им на фоне показного равнодушия.
15. В приведенном отрывке из письма М. Ю. Лермонтова М. А. Лопухиной подчеркните то, что напоминает вам Печорина.
Но о чем я мог Вам писать? Говорить о себе? Право, я до такой степени надоел сам себе, что когда я ловлю себя на том, что любуюсь своими мыслями, я стараюсь припомнить, где я читал их, и от ЭТОГО ничего не читаю, чтобы не мыслить. Я теперь бываю в свете, для того, чтобы меня узнали. Для того, чтобы доказать, что я способен находить удовольствие в высоком обществе. Ах! <„.> я ухаживаю и, вслед за объяснением в любви, говорю дерзости. Это еще набавляет меня немного <...> Вы думаете, что за то меня гонят прочь? О, нет! Совсем напротив: женщины уж так сотворены <„.> Не правда ли, я далеко пошел!..
16. Какое стихотворение напоминает заключительный абзац «Княжны Мери», что общего у Печорина и лирического героя стихотворения?