ГАЛИНА
Высший разум
(2428606)
5 лет назад
В рассказе показан момент некоторого ослабления и замедления
военных действий между кровавой битвой под Инкерманом
5 ноября 1854 года и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 года.
Начало рассказа выполнено хмурыми красками.
С бухты под Сапун-горою тянет холодом, туманом, море
чернеет, слышен неумолкаемый гул. То и дело накатывает
грохот выстрелов. Город воюет.
Сменой караула с бренчаньем оружия начинается утро.
Автор смотрит на город, на картинах красоты природы его взгляд
отдыхает от видов затопленных кораблей, убитых лошадей,
следов бомбардировок и пожаров.
Боль от страданий, принесенных войной, переходит в восхищение
мужеством непобедимого города.
Из города не ушла война, но туда вернулась жизнь, и даже
рынок функционирует.
Тут лежат товары на продажу и рядом заржавелая картечь,
снаряды и бомбы.
Торговки предлагают пирожки и выпивку, люди приспособились
к осаде города и занимаются ежедневными делами,
без которых просто не выжить.
Люди пытаются работать, закрывая глаза на ужасы войны.
Сюжет очерка складывается из непосредственных наблюдений
рассказчика, идущего по улицам осажденного Севастополя.
В его поле зрения попадают не только военные эпизоды,
но и сцены, не имеющие, казалось бы, непосредственного
отношения к войне: он видит, как на набережной "бабы
продают булки" , русские мужики с самоварами кричат:
"Сбитень горячий", как сидит матрос, покуривая трубочку.
В зале Собраний госпиталь.
Раненные солдаты с гордостью рассказывают о том,
что им довелось пережить.
Общаясь с матросом, потерявшим ногу, автор чувствует
себя виноватым за то, что не может найти нужных слов.
Медсестра ведет автора в следующую комнату.
Там операции и перевязки.
Врачи под остатками хлороформа оперируют израненные
тела, а солдаты, которым это предстоит, смотрят
на них с ужасом.
Фельдшера отбрасывают отрезанную конечность в угол.
Здесь вся суть войны – не парады и блеск орудий,
а боль и страдания.
Только выйдя на улицу, вдохнув свежий воздух, автор
приходит в себя от увиденного.
В трактире юный офицер жалуется не на снаряды и пули,
а на грязь под ногами. Оказывается, этот молоденький
парень был в четвертом бастионе – самом опасном.
Его поведение кажется развязным, но за ним спрятано
волнение и страх.
Автор идет в четвертый бастион.
Чем ближе он, тем меньше встречных и больше носилок
с ранеными.
Самый опасный четвертый бастион предстает в рассказе
как скопище носилок с умирающими ранеными.
" Черное, грязное, изрытое канавами пространство" –
таков первый взгляд на это место.
Здесь рисуется оценка ситуации опытным артиллеристом.
Рядом полегла вся батарея, но бастион, где остался один
артиллерист за орудием, все палила и палила.
Офицер спокойно рассказывает ему о боях и ранениях,
вспоминает, как пятого числа рабочим было лишь одно орудие,
но на утро шестого уже все были в строю.
Рассказывает он, как бомба, что попала в землянку,
убила одиннадцать солдат.
Толстой не делает никаких собственных выводов.
Он всего лишь описывает признания защитников города,
и в каждом слове дышит ужасная война.
Упорство и героизм воинов не поддаются передаче.
Кто-то играет со смертью, мечтая, чтобы ядро прилетело
и взорвалось поближе, а тебе бы удалось выжить
в этом диком поединке, обхитрить смерть.
Автор восхищается чувством пренебрежения опасностью
и высоким чувствам защитников.
В конце зарисовки он делает вывод: несмотря на суровый
декабрь, любому, кто побывал в Севастополе,
понятно: город врагу не взять.
Лев Толстой иллюстрирует мысль, что война – не бой барабанов,
не марш парадным строем, не развевающиеся флаги.
А только грязь, кровь, ужас и смерть.